МОСКВА, 28 авг - РИА Новости. Использование сырьевых доходов нужно ограничить 4% ВВП с постепенным доведением до 3% ВВП ежегодно. Об этом говорится в проекте методологии формирования ненефтегазового бюджета РФ. Проект в понедельник Минфин направляет в правительство.
"Величина нефтегазового трансферта может находиться в пределах 3-4%ВВП", - отмечается в проекте. При этом под нефтегазовым трансфертом подразумевается часть сырьевых доходов, за счет которых покрывается дефицит ненефтегазового бюджета (бюджета без учета доходов от нефти и газа). В Минфине считают, что без существенного сокращения расходов бюджета возможно в ближайшие годы зафиксировать трансферт в размере 4% ВВП, с последующим переходом к его сокращению до 3% ВВП.
Как объясняется в проекте, величина трансферта должна ориентироваться на долгосрочную среднюю цену на нефть. В качестве доказательства этих цифр Минфин рассматривает несколько сценариев реализации бюджетной политики на период до 2030 года в зависимости от долгосрочной средней цены на нефть. При этом приняты темпы роста физических объемов добычи нефти и газа в 2% в год, а средние темпы роста экономики - в 5% в год.
При долгосрочной средней цене в $27 долл.США/база баррель базовые нефтегазовые доходы сокращаются с 3,8% ВВП в 2006 году до 3% в 2010 году, 2,2% ВВП в 2020 году и 1,7% ВВП в 2030 году. Из-за этого придется сокращать расходы бюджета: с 17,5% ВВП в 2007 году до 16,5% ВВП в 2010 году, 15,7% в 2020 году и 15,2% ВВП в 2030 году.
При долгосрочной средней цене в $40 за баррель (эта цена представляется Минфину наиболее вероятной в период до 2030 года) объем базовых нефтегазовых доходов с 7,2% ВВП в текущем году сократился бы до 5,2% ВВП в 2010 году, до 3,6% ВВП - в 2020 году, до 2,6%ВВП - в 2030 году.
Если долгосрочная средняя цена на нефть марки Urales составит $53,2 за баррель, базовые нефтегазовые доходы сокращаются с 10,5% ВВП в 2006 году до 4,7% ВВП в 2020 году и 3,2% ВВП в 2030 году. Если же предположить, что долгосрочная средняя цена будет находиться на еще более высоком уровне - $ 81,5 за баррель, то базовые нефтегазовые доходы в 2006 году составят 17,6% ВВП, сократившись к 2020 году до 7,3% ВВП, а в 2030 году - до 4,7% ВВП.
Таким образом, объем нефтегазовых доходов, на которые экономика может вполне рассчитывать (базовые доходы), в 2030 году находятся в пределах 2-4% ВВП. Как отмечают в Минфине, было бы разумным ориентироваться именно на долгосрочную перспективу, ограничив размер трансферта уже сейчас до 3-4% ВВП - в противном случае в 2030 году придется существенно сокращать бюджетные обязательства.
Кроме того, подчеркивается, что величина трансферта должна учитывать стратегию наполнения фонда будущих поколений и перераспределение нефтегазовых доходов между текущим потреблением и потреблением будущих поколений.
"Суть предложенного подхода заключается не только в перенесении использования доходов на будущее, а, прежде всего, в накоплении фонда до величины, инвестирование которой будет приносить доход, сопоставимый с объемом используемого нефтегазового трансферта в настоящем", - объясняется в документах.
Расчеты Минфина показывают, что при установлении величины трансферта в размере 3% ВВП и размещении средств фонда в среднем под 4% годовых инвестиционный доход к 2015 году уже достигнет от 46 % (при низких ценах на нефть) до 60 % от фиксированного трансферта, а к 2020 году - 60 % - 90 %. При этом объем фонда в 2015 году прогнозируется в размере 35,3 % - 48,5% ВВП, в 2020 году - 46,6 % - 70% ВВП.
Иными словами, введение сейчас ограничений трансферта до 3-4% ВВП позволит подготовиться к неблагоприятной конъюнктуре: накопить средства в стабфонде до размеров, достаточных, чтобы получать инвестиционный доход и покрывать этим расходы бюджета вместо использования сырьевых доходов.
"Величина нефтегазового трансферта определяется в соответствии с ограничениями денежно-кредитной политики. Величину трансферта в размере 5,5% ВВП в 2006 году и 4,8% ВВП в 2007 году можно оценить как чрезмерную, поскольку именно нефтегазовые доходы, направляемые на расходы, отодвигают достижение плановых ориентиров денежно-кредитной и курсовой политики", - также говорится в документе.
Все это подразумевает переход на новые принципы бюджетной политики: на раздельный учет нефтегазовых доходов и ненефтегазовых доходов, отмечается в материалах министерства. Однако такой переход позволит обеспечить устойчивость бюджетной политики в долгосрочной перспективе. "Внешнеэкономическая конъюнктура не будет оказывать влияния на параметры федерального бюджета. При этом риски, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой переносятся на стабилизационный фонд, - в отдельные годы поступления в фонд могут быть меньше трансферта в бюджет", - подчеркивают в Минфине.
Введение же фиксированных трансфертов для финансирования расходов бюджета потребует ужесточения бюджетной политики в области принятия новых обязательств и повышения эффективности существующих бюджетных расходов, говорится в документе.