611 лет назад (1395, ст.ст.) в Москву из Владимира перенесена Владимирская икона Пресвятой Богородицы
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице - выход потаенный (М.Волошин).
Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию, она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. В середине XII столетия икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому. Образ хранился в Вышгородском монастыре под Киевом. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро-Суздальской землей, взял икону с собой. Она была помещена в Успенский собор Владимира и стала именоваться Владимирской. Много раз являла икона свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением молился князь пред чудотворною иконою Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет». Болгары были разбиты. Во время пожара в апреле 1185 года, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. Существует немало преданий о помощи Богородицы верующим по молитвам перед Владимирским образом. Наиболее популярное из них связано именно с избавлением Москвы 26 августа (8 сентября н.ст) 1395 года от нашествия хана Тамерлана. Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал в Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»...
В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», - сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»...
Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Не прошло и века, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угры. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить...
В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь. Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы. В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»...
Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь. В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России - икона Владимирской Божьей Матери - была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности.
266 лет назад (1740) родился Жозеф Мишель МОНГОЛЬФЬЕ, французский изобретатель воздушного шара (вместе с братом Жаком Этьеном Монгольфье)
В 1782 году владельцы бумажной фабрики братья Жозеф Мишель и Жан Этьен Монгольфье, увлекавшиеся вопросами динамического воздухоплавания, а также пытавшиеся экспериментировать с оболочками, наполняемыми водородом, пришли к выводу, что причиной подъема облаков является их электризация. С целью получения газа, обладающего электрическими свойствами, они начали сжигать мокрую солому и шерсть. Этот материал они использовали по аналогии с процессами, происходящими в электрографе, а воду добавляли для получения пара, схожего с составом облаков. Свои шары (вначале они были прямоугольных форм и только затем сферические) они называли аэростатическими машинами. Один из таких шаров, диаметром 3,5 метра, был показан родным и знакомым. Шар, поднявшись на высоту 300 метров, продержался в воздухе около 10 минут. После этого братья Монгольфье построили оболочку диаметром более 10 метров, она была сделана из холста, в верхней части изнутри оклеена бумагой и усилена веревочной лентой. Демонстрация этого шара состоялась на базарной площади в городе Анноне 5 июня 1783 года. Был составлен протокол, который отразил все подробности полета. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом два километра. 19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были баран, петух и утка. Шар пролетел четыре километра за 10 минут. Для его наполнения потребовалось 32 килограмма соломы и два с половиной килограмма шерсти.
236 лет назад (1770) в «Трудах» Вольного экономического общества появилась первая научная статья на тему картофеля «Примечания о картофеле»
Первые партии картофеля попали в Россию из Западной Европы еще в XVII веке. Инициатором этого стал Петр I, который, путешествуя по Европе, сразу оценил значение картофеля. Уже в 1736 году картофель выращивали на аптекарском огороде в Петербурге и подавали его на придворных банкетах как экзотическое блюдо. Широко выращивать картофель на российских огородах стали лишь благодаря Указу Сената от 19 января 1765 года, изданному по инициативе Медицинской коллегии для предотвращения голода вследствие недорода хлебов. Указ Сената, который был направлен всем губернаторам, предписывал закупать картофель у частных лиц и рассылать его по стране. В том же году были изданы два наставления: о разведении картофеля (инструкция по возделыванию новой культуры) и о хранении и перевозке клубней картофеля. Медицинская коллегия выслала свыше сотни бочек семенного картофеля в отдаленные районы - Иркутск, Якутск, Охотск. Даже на Камчатке высевали семена, что давало возможность создать в будущем сорта, лучше приспособленные к местным условиям. Крестьяне далеко не сразу приняли новый овощ, поскольку у них отбирали под картофель лучшую землю, подвергали их наказаниям за неисполнение предписаний властей, облагали поборами. В ответ на принудительное введение посевов картофеля даже возникли серьезные народные волнения, так называемые «картофельные бунты». Однако благодаря вкусу, урожайности и сытности картофель получил признание во многих губерниях Центральной России, на Украине, Белоруссии, в Прибалтике. Большое значение в развитии картофелеводства в нашей стране имела деятельность Петербургского Вольного экономического общества, издававшего руководства и наставления по культивированию картофеля. А особая роль в «приручении» этой культуры принадлежит первому русскому ученому-агроному Андрею Тимофеевичу Болотову, который опубликовал первую научную статью «Примечания о картофеле» «о заведении, сажении и размножении картофеля», а также «о собирании и содержании оных». Производство картофеля из года в год росло, а назначение и использование становилось более широким и разнообразным.
87 лет назад (1919) Декретом Совнаркома «Об объединении театрального дела...» все частные цирки были национализированы
История русского цирка уходит в глубокую древность, когда бродячие актеры-скоморохи забавляли народ акробатическими номерами. В XVIII веке цирковые представления стали уже обычным явлением культурной жизни, а в XIX веке каждый крупный российский город имел свой стационарный, как правило, частный цирк, не говоря уже о множестве передвижных трупп, путешествующих по всей стране. Первый постоянный цирк появился в России в 1873 году. Его открыли в Пензе братья Никитины, которые объехали с цирковыми номерами всю страну. В конце января 1919 года при Театральном отделе Наркомпроса была учреждена секция цирка, которой было поручено провести национализацию московских цирков и разработать план реформы их репертуара. 26 августа 1919 года был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров о национализации театров и зрелищ за подписью В.И.Ленина. Ввиду их культурной ценности они объявлялись национальным имуществом. Накануне опубликования декрета были национализированы оба московских цирка - цирк Саламонского на Цветном бульваре и цирк Никитиных на Садово-Триумфальной. Они были переименованы в Первый и Второй московские государственные цирки и открыты в конце октября 1919 года. Новая история русского цирка полна знаменитых имен. Это дрессировщики Дуровы, Борис Эдер, освоивший чуть ли не все цирковые жанры, иллюзионисты Кио, укротительница тигров Ирина Бугримова, блистательные мастера клоунады Карандаш (Михаил Румянцев), Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Запашные. Это артисты и целые артистические династии, на которых создавалось искусство отечественного цирка. И хотя сейчас в России снова появились частные цирки, государственная компания остается самой большой. Она объединяет более сорока цирковых коллективов разных городов России. Повсюду строятся новые цирковые здания. Российские цирковые артисты, их профессиональная подготовка очень высоко ценятся в мире.
86 лет назад (1920) в США вступила в силу 19-я поправка к Конституции об отмене избирательных ограничений для женщин
Всеобщее равенство предполагает всеобщее избирательное право. Однако женщины, как известно, вплоть до конца XIX века были исключены из процесса голосования. Но в Вайоминге и некоторых других штатах США женщины пользовались избирательными правами уже с 1867 года. На принятие решения о предоставлении избирательных прав всем женщинам повлияла прежде всего первая мировая война, которая создала для них новую социальную и психологическую ситуацию: они стали участвовать в общественной жизни и принимать самостоятельные решения на производстве. Такое положение с течением времени казалось само собой разумеющимся. Война закончилась, но женщины не хотели отказываться от достигнутого. Их требования перекинулись на юридическую и политическую сферу: американки начали борьбу за равноправие с мужчинами, прежде всего в сфере избирательных прав. 26 августа 1920 года к Конституции США была принята 19-я поправка, которая гласила: «Избирательное право граждан США не должно отрицаться или ограничиваться на основании пола». Это была победа суфражистского движения, насчитывающего к тому времени уже семидесятилетнюю историю.
6 лет назад (2000) вышел Указ президента России «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск»
Указ президента России «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск» был подписан практически сразу после трагедии - 26 августа 2000 года. В целях увековечения памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск», погибшего при выполнении учебно-боевого задания, Министерству обороны Российской Федерации поручалось совместно с администрацией Мурманской области воздвигнуть в поселке Видяево памятник погибшим морякам, а также совместно с правительством Москвы установить у Центрального музея Вооруженных Сил РФ памятный знак в честь погибшего при выполнении учебно-боевого задания экипажа атомного подводного крейсера «Курск» и включить в экспозицию Зала ратного подвига Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью членов экипажа. 12 августа 2002 года в Москве, Нижнем Новгороде и поселке Видяево были открыты памятники подводникам. В Москве памятник был открыт на улице Советской Армии рядом с Центральным музеем Вооруженных Сил. Монумент высотой 4,5 метра называется «Скорбящий моряк». Бронзовая фигура в бескозырке склонила голову перед небольшой подлодкой. Постамент представляет собой стилизованный Андреевский флаг. Смысл композиции - скорбь и одновременно гордость за моряков-героев. Скульптура выполнена по заказу Министерства обороны РФ, ее авторы - скульптор Лев Кербель и архитектор Игорь Воскресенский. В Нижнем Новгороде увековечили память пяти земляков, служивших на атомоходе, мемориалом на кладбище «Марьина роща» (300 тысяч рублей на памятник собрали сами горожане). В Видяево памятник представляет собой площадку из серого гранита, в центре которой установлена пятиметровая стела в виде рубки подводной лодки. На плите перед стелой высечены имена 118 погибших подводников «Курска». В Северодвинске воздвигнут монумент «Скробный камень». В августе 2003 года в Санкт-Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ «Курск». Мемориал сооружен по проекту архитектора Геннадия Пейчева. Средства на создание мемориала - более шести миллионов рублей - выделил общероссийский Национальный военный фонд. Посильную помощь - 600 тысяч рублей - оказал Фонд памяти АПЛ «Курск». Мемориал состоит из 32 надгробий. Несмотря на то, что все они выполнены в едином стиле, каждое из них отличается от другого, поскольку вместе с художниками работали родные моряков. В левом верхнем углу каждого надгробья размещены крест или якорь, а на могильном камне корабельного доктора Алексея Станкевича выгравирована эмблема врача. На надгробье капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова не указана конкретная дата смерти - 12.08, а начертано «август 2000 года»: его родные считают, что дата смерти Колесникова окончательно не установлена. Центральная скульптура мемориала - на черном гранитном кубе выполненная из бронзы фигура буревестника. На одной стороне постамента выбита фраза «Памяти экипажа «Курска» и координаты места, где затонула субмарина, на другой стороне - строка из посмертной записки Дмитрия Колесникова «Отчаиваться не надо!» Достигнута договоренность о том, что расходы по дальнейшему содержанию и уходу за мемориалом возьмут на себя Фонд памяти АПЛ «Курск» и Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников. В Дагестане в селении Хрюг Ахтынского района в 2001 году был установлен памятник на территории Хрюгской средней школы. 12 августа 2003 года в часовне села Герасимово Суворовского района прошел молебен по подводникам, погибшим на атомной подлодке «Курск». Здесь же был торжественно открыт памятник погибшим подводникам - якорь, специально присланный для этого командованием ВМФ. Часовню построил на свои сбережения поселившийся в деревне после ухода в запас капитан первого ранга Александр Борисов в память не только о подводниках «Курска», но и своем сыне - курсанте военно-морского училища. Он не был в составе экипажа подлодки, однако тоже погиб в море во время учебной практики. Часовня была освящена в 2001 году в честь покровителя мореходов - святителя Николая. 12 августа 2003 года в Курске отрыт и освящен памятный знак морякам-подводникам, погибшим на АПЛ «Курск». На нем имена 12 членов экипажа, похороненных на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны, расположенном в центре города. Шестеро из них - уроженцы Курской области. Окруженный двенадцатью могилами подводников, возвышается похожий на искореженный и обгоревший кусок металла памятник. Автор памятного знака - заслуженный художник России Николай Криволапов. Памятник севастопольцам, погибшим на атомном подводном крейсере, торжественно открыт в Севастополе на кладбище Коммунаров 19 марта 2005 года. Памятник высотой в три метра выполнен севастопольским скульптором, народным художником Украины Станиславом Чижом. Средства на его сооружение предоставило правительство города Москвы.