В четверг вечером не стало народного артиста России, ведущего актера Малого театра Виктора Павловича Павлова. В апреле на съемках последнего фильма "Курьер" в Киеве у него случился инсульт. После пребывания в больнице и реабилитации он находился дома в Москве, где и скончался от сердечного приступа. 6 октября 2006 Виктору Павлову исполнилось бы шестьдесят шесть лет.
Зрители помнят его по ролям студента-изобретателя Дуба из "Операции 'Ы'" и молодожена в "Двенадцати стульях", в то время как заядлые театралы не раз приходили на спектакль с его участием "Спортивные сцены 1981". В "звездном" ансамбле - Татьяна Доронина, Олег Меньшиков, Татьяна Догилева - Павлов был одним из лучших: в герое Михалеве он не только обнажил лик современного мещанина, но и подчеркнул агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.
"Вообще-то в детстве я не мечтал быть артистом", - вспоминал в интервью журналу "Фактор" Виктор Павлов. К театру будущего народного артиста пристрастил отец: уже в третьем классе Виктор был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом, Вахтанговском, занимался в детском районном хоре, потом был школьный драматический кружок. Его первая роль - негритянской женщины - вызвала восторг и безудержный хохот одноклассников.
"Однажды в нашей школе решили поставить спектакль и почему-то про негров. Мне досталась роль негритянки. Гуталином мазался. Зрители так аплодировали!", - вспоминал позже Виктор Павлович. Именно этот дебют и положил начало блистательной актерской карьере Павлова.
После 7 класса Виктор Павлович пошел на завод учеником слесаря, потом работал радиомонтажником и учился в школе рабочей молодежи. Его военное детство, как у миллионов русских мальчишек, не было легким: Павлов голодал, но не сдавался, а в 19 лет стал студентом Театрального училища им. М.С. Щепкина, причем попал на знаменитый курс Н.А. Анненкова. В одной аудитории с ним учились Виталий Соломин, Олег Даль, Михаил Кононов.
Вступительные экзамены в "Щепку" он запомнил на всю жизнь. Еще бы, ведь их принимала сама Вера Николаевна Пашенная. "На экзамене читал Твардовского, Островского, Есенина, Северянина. Есенин и Северянин были тогда запрещены. А я решил, что все равно прочитаю любимых поэтов". Позже Виктор Павлов вспоминал, что в тот момент его больше всего волновал один вопрос: заметит ли Пашенная его лопоухость?
Потом, спустя несколько лет, травмированное ухо Виктора Павлова (в юности он активно занимался борьбой) понравилось Гайдаю, и тот пригласил артиста на роль студента Дуба в новелле "Наваждение" фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Кто не помнит эту роль: студенческая сессия, все читают конспекты, учебники и только Дуб готовится к экзамену иначе. Он является на экзамен с обвязанным ухом, а из кармана торчит гвоздика. "Профессор, конечно, лопух, но..." Кинодебют был куда более чем удачным.
Потом последовала череда ярких ролей в ряде лент, которые современный зритель смотрит с удовольствием, несмотря на давность их выхода: "Двенадцать стульев", "Место встречи изменить нельзя", "Майор Вихрь", "Адъютант его превосходительства", "Проверка на дорогах", "Лиловый шар", "На семи ветрах", "Время, вперед!", "Даурия", "На войне, как на войне", "Волшебник Изумрудного города", "Уходя - уходи", "Здравствуй и прощай", "Гамбринус" и другие.
В киноролях он был настолько убедителен, что провести грань между Павловым-актером и Павловым-человеком простому зрителю порой было очень сложно. После исполнения роли матерого уголовника Мирона Осадчего в картине "Адьютант его превосходительства" с Павловым случилась история.
Однажды Виктор Павлович ехал в поезде. Мужчина, который сидел напротив, внимательно глядел на артиста, а потом негромко спросил:
- Ну, как там в лагере? Клещ держит зону? Или беспредел наступил?..
- Да нет, всё путем, - ответил Павлов.
- Ну, а ты давно откинулся?
После этого долго, но безуспешно Павлов пытался убедить попутчика, что он просто актер и никакого отношения к зоне не имеет. Так и не убедил.
Не менее яркие образы Павлов создавал и на театральных подмостках. С 23 лет он играл на сцене театров им. М.Ермоловой, им. В. Маяковского и "Современник". В 1977 году Виктор Павлович вошел в труппу Государственного академического Малого театра, который стал его родным домом. За роль Счастливцева в пьесе "Лес" по Островскому Павлов был награжден призом "Московская премьера", который учредил Международный фонд К.С. Станиславского. Это самая дорогая для артиста награда, так как присуждают ее коллеги-профессионалы.
"Жизнь в каждом театре должна быть согрета любовью. Есть любовь - будь там. Кончилась любовь - не сожительствуй. Не жди момента, иди дальше по яркой тропинке любви. Иди туда, где тебя ждут <...> Наше дело не монашеское. Это не приход, который не имеешь права покинуть. Это судьба твоя, дорога твоей яркой жизни. Судьба у артиста должна быть яркой", - говорил актер.
Печальная участь многих коллег - одиночество и забвение - не постигла Виктора Павлова: он все время был востребован, и в театре и в кино. Среди последних работ актера - фантастическая лента "Научная секция пилотов", комедия Владимира Машкова "Сирота казанская", трюковой фильм Ивана Дыховичного "Незнакомое оружие, или Крестоносец-2", а также роли в картинах "ДМБ" и "Зависть богов".
Особой любовью артиста были птицы, страсть к ним он пронес через всю жизнь. Под крышей Малого театра с 1984 года существует голубятня Павлова; здесь, на театральном чердаке, он держал своих любимых голубей. Приходя в театр, он сначала поднимался к свои питомцам, кормил их, а потом уже спускался репетировать или играть. В одном из своих интервью Виктор Павлов сказал: "Уверен, умирая, человек не исчезает. Его душа переселяется в голубя. А мои голуби - это души великих артистов. Они улетают и возвращаются... Вон та сизокрылая - Раневская, а этот красавец - Царев..."
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников