Политический обозреватель РИА Новости Александр Юров.
Россия полностью рассчиталась с Парижским клубом кредиторов. В экспертном сообществе идет спор - что дальше?
О целесообразности тех или иных экономических мер, предпринимаемых правительством, проще судить, глядя на состояние своего собственного кошелька. Представьте себе, что вы всем должны. Причем, не только близким родственникам, но и всем наперечет соседям по лестничной клетке, соседу над вами, а жильцов этажом ниже вы к тому же еще и залили. Совершенно очевидно, отношение к вам в подъезде никакое. А тут еще предстоит, например, ремонт. Понятно, что в такой ситуации гордый профиль и уверенность в голосе больше вам не поможет. Нужно платить!
Конечно, однажды рассчитавшись с долгами, праздничного настроения вы не ощутите. Бывшие кредиторы тут же на радостях начнут завозить себе новые дорогие вещицы, к тому же, скорее всего, даже спасибо вам не скажут. Тем не менее, выгода от жизни без долгов огромная. Опять можно смело появляться на людях. Причем, уже не просто так, а «с полезным советом».
От Советского Союза Россия унаследовала более $100 млрд. долгов. Причем все 90-е годы долговое бремя новой России только росло, а о досрочном погашении речи и вовсе не шло - справиться бы с процентными выплатами по кредитам. В результате, к концу 1998 года, по некоторым данным, Россия уже была должна различным кредиторам более $160 млрд. Впрочем, к началу нового столетия долговая политика России резко изменилась. Власти начали планомерно избавляться от накопленных долговых обязательств. По экспертной оценке, после завершения нынешней операции по погашению Россией долга перед Парижским клубом кредиторов, объем обязательств страны окажется на уровне $50 млрд. То есть составит 5-9% от ВВП. Для сравнения, сразу после дефолта 1998 года, объем долгов России достигал 90% ВВП! Более того, структура нынешнего государственного долга России существенно отличается от прежних обязательств страны. Госдолг превратился в рыночный инструмент: основная часть - еврооблигации (две третьих оставшегося долга). Часть обязательств конвертирована в облигации валютного займа. Кроме того, имеется задолженность перед Всемирным банком. Правда, современная структура российского долга при этом имеет еще одну существенную особенность - досрочное погашение оставшейся части задолженности практически невозможно. Российские обязательства «размазаны» по рукам тысяч держателей этих ценных бумаг. И если государство примет решение продолжать сокращать внешнюю задолженность, то будет вынуждено иметь дело с огромным количеством кредиторов. Скорее всего, Россия в дальнейшем будет придерживаться установленного графика платежей.
Впрочем, по расчетам российского Минфина, операция по погашению внешнего долга принесет казне $12 млрд. за счет экономии на процентных выплатах, которые страна должна была осуществлять строго по графику, обслуживая долг вплоть до 2020 года. Сумма, смотрящаяся довольно скромно на фоне огромного количества нефтедолларов, приходящих в страну в последнее время. Однако чиновники считают, что в перспективе Россия получит значительно больше. Выправленная кредитная история России повлияет на повышение рейтингов страны. Но не только. Вырученная сумма будет зачислена в российский инвестиционный фонд или станет началом формирования новой копилки - фонда «будущих поколений». То есть страна начнет копить деньги на случай падения цен на углеводородное сырье. И все же главные выгоды просматриваются в политической сфере...
Пока остаются высокими цены на нефть, российская экономика находится под серьезным давлением укрепляющегося рубля, при этом товары российского производства дорожают и становятся менее конкурентными на международных рынках. На сегодняшний день ситуация такова, что возможностей Центрального банка, который скупает избыточную валюту, и стабилизационного фонда становится недостаточно. Инфляция продолжает оставаться на довольно высоком уровне. И вот теперь Россия получает прекрасную возможность превратиться из заемщика в кредитора. Причем, в отличие от прежних времен, когда Советский Союз содержал некоторые страны третьего мира, нынешняя политика вряд ли будет отягощена идеологической нагрузкой. Скорее, она будет строиться исключительно на рациональном расчете. Освободившись от долгового бремени, Россия приобретет надежный инструмент для долгосрочных вложений, если будет выбирать в партнеры платежеспособные страны. Со временем возврат в Россию выданных ранее кредитов может стать наилучшим «фондом будущих поколений».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции