Сергей Леонов, директор казахстанской информационно-аналитической службы «Леос», член Экспертного совета РИА Новости.
Сравнение российской и казахстанской коррупции, на первый взгляд, несколько неожиданно. Однако параметры этого явления и его влияния на общество вполне сопоставимы. Казахстан даже обогнал Россию в реформировании, к примеру, банковской сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Однако это не избавило республику от широко распространённой коррупции.
Масштаб коррупции, или, точнее, ее объем в России оценивается независимыми экспертами приблизительно в 319 млрд. долларов в год. Речь идёт о деньгах, вращающихся в теневом обороте. Есть и другие оценки, согласно которым россияне ежегодно расходуют только на взятки более 30 млрд. долларов, то есть почти половину госбюджета своей страны.
Если соотнести объёмы экономик Казахстана и России, как и численность населения, то примерное соотношение будет 1 к 10, в такой же пропорции можно говорить и о масштабах коррупции в этих странах. Хотя, если один россиянин тратит в год на взятки около 129 долларов, то и среднестатистический казахстанец в этом отношении нисколько не отстаёт...
По мнению экспертов фонда «Транспаренси-Казахстан», в бытовую коррупцию в России вовлечено не менее половины активного населения страны. В Казахстане количество жителей, вовлечённых именно в такую коррупцию, несколько выше, исходя из местного, более «восточного» менталитета. Но наибольшее распространение здесь получила «административная» коррупция. Проще говоря, вымогательства госчиновников у бизнесменов, теневой контроль власти над бизнесом.
Первое место по уровню коррумпированности в России, по данным последних исследований, занимают медицинские учреждения и высшие учебные заведения (исследования проводились по заказу Всемирного банка фондом «Информатика для демократии»). Неоднократно высказывалось мнение, что только из-за коррупции бесплатное образование в России практически прекратило своё существование. В Казахстане же ситуация несколько иная, поскольку эта страна является гораздо более «частной» по сравнению со своим северным соседом. Высшее образование в республике давно негосударственное, поэтому здесь трудно говорить о коррупции в общепринятом понимании.
В 2005 году фонд «Транспаренси Интернэшнл» провёл своего рода ранжирование различных сфер по степени коррумпированности по некоторым странам, включая Казахстан и Россию. Лидерами, по убывающей траектории, стали: политические партии, парламенты и иные законодательные органы, правоохранительная и судебная система, бизнес, налоговые органы.
Сами россияне наиболее коррумпированными государственными структурами считают правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы, а также военкоматы и, как это ни парадоксально, подразделения ЖКХ. Казахстанцы, согласно исследованиям, ставят на первое место по коррумпированности правооохранительные органы, суд, учреждения исполнительной власти. Благодаря тому, что здесь давно реформирована система жилищно-коммунального хозяйства, поборы собственников квартир не влияют на коррупционную статистику, поскольку не являются коррупцией в полном понимании этого слова.
В прошлом году Казахстан поделил в индексе восприятия коррупции фонда «Транспареси Интернешнл» 107-110 место с Гондурасом, Белоруссией, Украиной, в числе 158 государств, подвергнувшихся исследованиям. Россия удостоилась «почётного» 128-го места. В итоге и Казахстан, и Россия находятся в числе наиболее коррумпированных государств мира. Это, несмотря на то, что Российская Федерация, в отличие от других стран СНГ, гораздо тщательнее и не спеша разрабатывала законопроект «О противодействии коррупции», не отождествляя её только с действиями по даче и получению взяток. Казахстан между тем одним из первых в СНГ, ещё в 1998 году, принял Закон «О борьбе с коррупцией», а в мае 2005 года указом президента Назарбаева был утверждён Кодекс чести государственных служащих РК. Здесь уместно выделить чисто казахстанскую особенность: есть достаточно развитое антикоррупционное законодательство, есть органы, которым поручено бороться с этим видом преступлений, и всё это относительно неплохо уживается с коррупцией, носящей системный характер, повсеместно существующей как бы в рамках этого законодательства. Факт парадоксальный, но факт.
Самое большое отличие России от Казахстана в рассматриваемом контексте: она смогла избежать разрушения системы государственных органов, призванных бороться не только с коррупцией, но и с общеуголовной преступностью. Во главе работы по противодействию коррупции стояла и остаётся прокуратура России, хотя и решающая иногда сугубо политические задачи. Не претерпели серьезной реорганизации силовые структуры. Конечно, сами правоохранительные ведомства на фоне роста общего уровня коррупции тоже были подвержены этому явлению (вспомним многочисленные скандальные разоблачения «оборотней в погонах»), но в целом они свои задачи выполняли. Россиянам удалось сохранить и кадровый потенциал этих органов, и их относительную «чистоту».
В Казахстане относительно новый, подчинённый непосредственно президенту орган - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью действует неэффективно. Основная причина этого - кадровая. Даже Нурсултан Назарбаев сказал недавно о поступлении многочисленных жалоб на его имя на коррупционные действия самих финансовых полицейских.
И все же, несмотря на специфику, Казахстан в проблеме коррупции имеет с Россией гораздо больше общего, чем различий. Она в одинаковой мере негативно влияет на национальную экономику обеих стран, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках. К примеру, по оценке казахстанских специалистов, именно коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает всё население страны. В связи с бурным ростом строительного и нефтяного бизнеса эта цифра постоянно повышается, порождая запредельные потребительские цены и высокий уровень инфляции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции