На сей раз поговорим поподробнее о мирном населении как о факторе террористической войны и как о краеугольном камне преткновения в антитеррористической войне.
Либеральная общественность и на Западе, и у нас спохватилась: оказывается, на Ближнем Востоке появились террористы, которые пользуются моральной и материальной поддержкой не только правительства той страны, с территории которой они действуют, но и самого населения. Что война Израиля с «Хезболлах» - это война с народом Ливана, а народ, как мы знаем по советским учебникам истории, победить нельзя. И вот уже все громче голоса: Израиль - это ошибка, если не Природы, то Истории; и ее надо исправить.
Как «исправить», знают исламские террористы и Александр Проханов с Михаилом Леонтьевым. Государство евреев должно исчезнуть с географической карты мира, а самих евреев в порядке гуманитарной акции расселить в Европе, Америке, Эфиопии, Южной Африке и, возможно, в России, на далеких берегах Амура, где часовые Родины стоят. Для особо ценных выходцев из Израиля пошить ливреи с позументами и пусть они в шарашках открывают новые частицы и созидают сверхоружие десятого поколения.
Это, конечно, не «окончательное решение еврейского вопроса», но, все-таки, довольно радикальное.
Главное, что трогает в позиции либеральных публицистов, так это их святая простота. Они искренне уверены, будто до сих пор прогрессивному человечеству не приходилось воевать с народом, поддерживающим террористические режимы. Что во все времена оно воевало с маргиналами-индивидуалистами, или, в крайнем случае, с отдельными группировками типа «Красной бригады» или «Красной армии».
Будто и не было Второй Мировой войны, когда союзникам довелось иметь дело не только с гитлеровской военной машиной, но и с населением Германии, которое ей дружно и самоотверженно служило, а затем бесконечно страдало и корчилось под авиаударами воздушных армад.
Население страны утренней свежести в 45-м тоже не стояло в стороне от своего преступного режима; оно было с ним, оно готово было стать коллективным камикадзе, и на него упали две ядерные бомбы. Об адекватности того решения правительства США историки до сих пор спорят.
Как мы сегодня спорим об адекватности действий западных союзников в противостоянии с режимом Хусейна, вполне приемлемом для соотечественников иракского тирана.
Как мы недавно дискутировали по поводу целесообразности подавления вооруженного мятежа в Чечне, который, к слову сказать, тоже поддерживался местным населением.
Памятна такая «телекартинка» из Чечни: женщины и дети блокируют склады с оружием, чтобы «федералы» не могли его вывезти в центр. Это когда война еще не началась, когда казалось, что все ограничится резкими жестами, решительными передергиваниями стволов, стрельбой вверх и угрозами широкомасштабной войны.
Когда война уже шла полным ходом, запомнилась другая «картинка»: как мирное население республики приветствовало Басаева и его боевиков после кровавой бойни, устроенной ими в Буденовске.
А как ликовала палестинская улица 11-го сентября...
Мирное население страны, дающей кров терроризму, хотим мы это признать или не хотим, в какой-то степени ответственно за те ужасы и несчастия, что обрушиваются на его головы.
Ответственны и мирные граждане Ливана за свои беды, раз уж позволяли в своих огородах размещать ракетные установки, раз они вверили свои судьбы террористам из «Хезболлаха».
Человеческие жертвы, кровь, боль - увы, это его, ливанского народа, выбор, это последствия его вотума доверия терроризму.
А у Израиля иного выбора нет, как биться за то пространство, которое ему было даровано Природой и Историей. Пускай, как некоторые публицисты думают, и по ошибке.
И вот тут либеральное сообщество начинает раздваиваться. Нет былого унисона, который господствовал в оценке действий России в Чечне. Сообщество желает остаться верным своим гуманистическим ценностям, своим привычным мировоззренческим клише - как можно в ХХI веке сбрасывать многотонные бомбы на беззащитных мирных граждан? Во чтобы то ни стало, надо остановить войну.
Это с одной стороны; с другой стороны - надо идти до конца в безусловной и беспредельной поддержке Израиля. Это тот рубеж, с которого отступать никак нельзя - позади Европа, западная цивилизация. И тогда Израиль - это «штрафной батальон» для Запада.
Из уст либеральных активистов звучат такие резкие призывы к бескомпромиссной борьбе с террористами, которые могли бы сделать честь российским официальным лицам в разгар чеченского кризиса. «Как все-таки отвратительно, - выкрикнула из-за океана Елена Бонер, - что на весь, так сказать, цивилизованный мир одни мелкие Чемберлены, живучие как клопы, без конца твердящие: "Я привез вам мир!". И ни одного Черчилля!». Это вдова Сахарова так отозвалась на резолюцию ООН, остановившую войну в Ливане. Есть высказывания и похлеще. Миротворческий жест Организации Объединенных Наций все чаще сравнивают то с Мюнхеном-38, то с пактом «Риббентроп-Молотов».
Другой категорический критик контртеррористической операции в Чечне Андрей Пионтковский довольно точно воспроизводит риторику, готовящую западное общественное мнение к сдаче Израиля. Формулировки ее будут безукоризненно политкорректными. Будет сказано о необходимости «вскрыть корни исламского терроризма», будет предложено «проанализировать его глубинные причины», будет вменено «бороться за умы и сердца в мусульманском мире». И, конечно, велено будет «с удвоенной энергией обратиться к урегулированию палестинской проблемы».
Но ведь это все мы уже слышали, когда речь шла об урегулировании чеченской проблемы - и о необходимости понять, почему взрываются жилые дома, пассажирские авиалайнеры, захватываются в заложники грудные дети, почему взрослые дяди пытают школьников жаждой. Много раз говорилось и о потребности вникнуть в глубинные истоки терроризма. Мы это слышали с теми или иными оговорками от тех же Бонер, Пионтковского, Новодворской. Теперь они с жесткими и очень правильными словами адресуются к западным политикам и интеллектуалам.
Тем временем, правительство США объявило, что оно готово пожертвовать Ливану $280 миллионов. Можно быть уверенным, что эти миллионы пойдут на восстановление военизированной инфраструктуры «Хезбаллаха», которая, как мы уже знаем, гнездится в гражданских объектах Ливана. Поди после этого отдери мирного гражданина от боевика.
Что же касается «искупительной жертвы», которой могли бы отделаться Запад сегодня, сдав Израиль, и Россия - вчера, отпустив Чечню, то это пустые надежды.
Всякий режим, основанный на терроризме, склонен на генном уровне к экспансионизму. Такова его природа. Один из последних примеров - Чечня после Хасавьюрта.
Ключевой мотив террористического бытия - это не просто убийство, но убийство показательное; это не просто война, но война демонстративная. Для СМИ, которые требуют зрелищ.
Массовое убийство мирного населения, которое должно стать зрелищем для мирного населения - вот что такое современный терроризм. Прочее - шелуха.
Мнение автора может не совпадать с позицией реакции