Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Награда, только что полученная кинорежиссером Александром Сокуровым на престижном фестивале в Локарно - «Почетный леопард» - в очередной раз привлекла внимание к фигуре мастера. Увы, творчество Сокурова практически неизвестно в России.
Тут несколько причин.
С одной стороны Сокуров создает элитарное трудное кино, не рассчитанное на массовый успех, и отпугивает прокатчиков. С другой стороны он демонстративно держится в стороне от российских кинематографистов, ведет жизнь анахорета и это многих раздражает. В дистанции мерещится высокомерие. Наконец, огромное количество зарубежных наград повод для острой зависти. Но главная проблема не творчество Сокурова и не его личность, не награды, а отсутствие в стране продуманной системы возражения голливудскому мейнстриму.
Проще говоря, никто не пускает фильмы Сокурова на экран и не пустит.
В начале года, эта безнадежная ситуация стала основанием для ссоры Сокурова сразу с двумя самыми престижными киноакадемиями России. Его последний фильм «Солнце» о судьбе японского императора Хирохито был номинирован и на премию киноакадемии «Золотой орел» и на премию киноакадемии «Ника». Эти жесты выдают желание наших мэтров поддержать Сокурова и заодно престиж академии. Однако затея провалилась. Сокуров и его продюсеры сняли «Солнце» из всех номинаций.
Сокуров объяснил свой поступок специальным заявлением:
«Мне кажется противоестественным, когда моим согражданам известно мое имя, но неизвестны мои фильмы».
Что ж, Сокуров прав. Из его четырех последних шедевров, на экране Москвы можно было увидеть только «Русский ковчег» исполинский видеофильм, об истории России, снятый одним кадром, без склеек. Камера, поставленная на рельсы, катилась через залы Зимнего дворца, сквозь многотысячную массовку, которая разыграла в лицах 300-летнюю историю дворца от Петра до наших дней. Остальные три фильма Сокурова «Молох», «Телец» и «Солнце» о диктаторах ХХ века Гитлере, Сталине и Хирохито видели считанные единицы. (Ваш покорный слуга до сих пор не может поймать показ последнего фильма в Москве).
Пока мы говорили только об игровых фильмах мастера.
Между тем все последние 20 лет Сокуров активно снимает документальное и видео кино. На его счету десятки работ, порой, Сокуров заканчивает в год по пять (!) такого рода фильмов. В Локарно он показал свой новый фильм «Элегия жизни» о виолончелисте Мстиславе Ростроповиче. Это последняя из его многих «элегий».
Но кто их видел?
Кто знает такие шедевры мастера как «Жертва вечерняя» или «Духовные голоса», кто видел документальные ленты «Отец и сын» и «Мать и сын»?
Гораздо больше возможностей у западных зрителей.
Например, весной Сокуров показал свою трилогию о диктатуре в Университете Покровительницы Урсулы в Неаполе. И провел там три семинара.
Одним словом, ситуация с доступностью фильмов мастера в России просто катастрофична.
Первый фильм Александра Сокурова был снят как диплом по рассказу Андрея Платонова «Одинокий голос человека» на Ленфильме в 1978 году. Его признали эстетским и антисоветским и не допустили к диплому. Между тем сам Тарковский пришел в полный восторг от такого мощного дебюта.10 лет пленка пролежала в стальной коробке под кроватью, прежде чем вышла на экран. Для этого понадобилась ни много, ни мало как смена общественно-политического строя в стране.
Что ж, строй сменился, но одиночество осталось.
Одинокий голос Сокурова нам не слышен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции