Экономический обозреватель РИА Новости Василий Зубков.
Нельзя оспорить тот факт, что российский концерн «Газпром» стал глобальной энергетической компанией и что в его амбициозные планы входит поиск новых партнеров и проникновение в еще не освоенные им уголки планеты. Подошла очередь Латинской Америки, которая, по словам Станислава Цыганкова, руководителя Департамента внешнеэкономической деятельности газового гиганта, должна стать одним из будущих его форпостов.
Конечно, начинать мирное наступление за океаном, или даже заявлять о своем намерении «Газпром», как госмонополия, не смог бы, не имея полной поддержки Кремля. И чем больше Запад критикует экономическую экспансию России и ее стремление к доминирующему положению в мировой энергетике, тем эта поддержка становится активнее. Пример - поездки президента Путина в Алжир и ряд стран Латинской Америки. Он становится самым мощным лоббистом российского бизнеса. И не случайно, что после его визитов появляются документы о стратегическом партнерстве в энергетических областях.
Президент России, судя по всему, всячески намерен защищать инвестиции российских компаний в энергетический сектор латиноамериканских стран. Он добился от венесуэльского лидера Уго Чавеса гарантий для россиян и их капиталов от возможной национализации в нефтяной и газовой промышленности Венесуэлы. И Чавес такие гарантии дал.
В последнее время экономическое сотрудничество, а не политические лозунги, становится основой наметившегося сближения России и целого ряда стран Южной Америки. Как, впрочем, и в других регионах мира. У большого бизнеса, и российский не исключение, на первом месте стоит прибыльность и поиски новых рынков, а малейший намек на политику многократно повышает риски и рождает проблемы. Вспомним, к примеру, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
Глобальная конкуренция за обладание резервами углеводородного сырья показала, что государственные компании и компании, которые пользуются господдержкой, имеют значительные преимущества в завоевании доминирующих позиций на международных рынках. Руководство российского газового гиганта хорошо понимает, что объединение государственных и коммерческих подходов позволяет обеспечить долгосрочное планирование на основе перспективного баланса газа в масштабах всей страны и за её пределами. И в своей латиноамериканской стратегии «Газпром» удачно сочетает преимущества транснациональных энергетических гигантов с выгодными чертами национальных государственных компаний.
Неудивительно, что и в латиноамериканском регионе российский газовый концерн ориентируется, прежде всего, на государственные компании и те из частных, которые пользуются поддержкой государства. В Бразилии это Petrobras (Petroleo Brasileiro S.A.), в Боливии - госкорпорация YPFB (Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos), в Аргентине - Transportadora de gas del Sur (TGS) (бывшая государственная газотранспортная компания Gas del Estaco). В Венесуэле партнером «Газпрома» является государственная Petroleos de Venezuela S.A. (PdVSA).
И это не случайно, поскольку во многих странах Южной Америки именно власть стоит за выбором стратегического союзника в газонефтяном секторе. Бразилия, Венесуэла, Боливия и Аргентина - страны, располагающие огромными запасами углеводородного сырья, намерены уже в ближайшем будущем резко увеличить его добычу, объединить страны единой газовой магистралью, реформировать национальные распределительные системы, провести ревизию запасов, то есть в целом сделать нефтегазовую отрасль более прибыльной.
Что же привлекло внимание латиноамериканских стран именно к российской компании? Прежде всего, уникальный тридцатипятилетний опыт в геологоразведке и добыче природного газа. В прошлом году «Газпром» добыл 547,9 млрд. куб. м. Из них на экспорт было поставлено 249,09 млрд. куб.м. Всего за пять лет российские газовики увеличили годовую добычу на 36 млрд. куб. м. - величину, сопоставимую с суммарным годовым потреблением, например, в такой стране как Аргентина.
Кроме того, партнеров «Газпрома» несомненно интересует опыт строительства и эксплуатации газопроводов большой мощности. Только специалист сможет понять всю грандиозность объемов строительства «Газпрома» - в прошлом году концерн ввел в эксплуатацию 1400 км магистральных газопроводов и отводов, а еще построено 8 мощных компрессорных станций и подземных газохранилищ (ПХГ). Достигнут прирост активной емкости ПХГ в 1,86 млрд. куб. м.
В свете обсуждаемого ныне плана прокладки трансамериканского газопровода Венесуэла-Аргентина-Боливия-Бразилия протяженностью свыше 8 тыс. км, мощностью до 150 млн. куб.м. в день и стоимостью $15 млрд., газпромовский опыт просто бесценен. И есть большая уверенность, что российский концерн примет участие в сооружении этой новой газотранспортной магистрали. Ведь по сути дела и Венесуэла, и Бразилия неофициальные приглашения россиянам уже сделали. Окончательного решения «Газпром» еще не принял, но россияне уже предложили свои услуги для подготовки ТЭО этого самого грандиозного многонационального проекта на южноамериканском континенте.
Несомненно, для многих латиноамериканских стран актуальны и внутренние транспортные проекты (Боливия-Парагвай) и им также будет полезен опыт «Газпрома». В частности, в прокладке подводных трубопроводов. Последнее особенно важно, например, для бразильцев, осваивающих глубоководное месторождение Сантос на атлантическом шельфе. Поэтому знания и навыки, полученные «Газпромом» при прокладке самого глубоководного в мире газопровода по дну Черного моря в Турцию на глубинах свыше 2 км вызывают неподдельный интерес в «Petrobras». Привлекает их то, что россияне добились рабочего давления в своих газопроводах в 200 атм., что в два раза выше, чем в Бразилии.
Еще одна область, в которой россияне «впереди планеты всей» - это создание и эксплуатация единой системы газоснабжения (ЕСГ). «Газпром» создал и постоянно совершенствует ЕСГ, аналогов которой нет в мире. Она управляется из единого центра и способна гибко реагировать на любые техногенные, конъюнктурные и климатические факторы. Она бесперебойно снабжает газом потребителя, в том числе и при пиковых нагрузках. Интерес к созданию подобных систем в латиноамериканских странах, добывающих газ, весьма велик.
В заключение можно сказать, что «Газпром» совсем не похож на альтруиста, в свою очередь, от латиноамериканских проектов он получит не только выгоду от использования своих технологий Как говорят в концерне, ему любопытны и технологии южноамериканских коллег. В частности, использование природного газа в качестве моторного топлива, и производства сжиженного газа, и многое другое. Одним словом, сотрудничество будет взаимовыгодным и прибыльным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции