То, что происходит на войне, страшно и отвратительно. Любая война есть последовательность человекоубийств - империалистическая, превращенная большевиками в гражданскую, сама гражданская, любая национально-освободительная и оборонительная, справедливая и несправедливая, даже отечественная. Последовательность человекоубийств и старание убить как можно больше тех людей, кто по другую сторону, вот и все. И соблюдение всех самых гуманных (нелепое определение) правил ведения войны ничего не меняет. В истории не было вооруженного конфликта, в котором бы не страдало так называемое мирное население. Кроме того, само это деление - на мирное население и войска - очень условно. С одной стороны, сугубо мирное население может быть занято в производстве оружия и строительстве укреплений, то есть, прямо и активно участвовать в войне. Им же, мирным населением, с древних варварских времен прикрываются самые бессовестные из военачальников: бывало и такое, что несчастных безоружных гнали, как скот, перед строем солдат, используя как щит в буквальном смысле. С другой, мальчишка, призванный в армию без всякого его желания, тоже, в сущности, мирное население - по-настоящему военными следует считать только министров, генералов и прочих великих полководцев, которые как раз гибнут реже.
Война - это убийство. Все прочие определения, вроде знаменитого «продолжения политики другими средствами», могут быть верны с точки зрения логики, но не нравственности. Да, война, конечно, продолжает политику и имеет, как правило, политические цели, но это означает только одно: такая политика есть подготовка к массовым, организованным убийствам. Этого некоторые политики и не скрывали, и сейчас не скрывают, объявляя, что их политические цели состоят в «уничтожении агрессора» или, наоборот, в «свержении тиранических режимов». Уничтожить агрессора нельзя, не уничтожив стариков, женщин, детей и еще много народу, власть над которым - чаще всего благодаря демагогии и ловкому использованию демократических процедур - получили амбициозные мерзавцы. Свергнуть тиранический режим невозможно, не поубивав при этом огромное количество стариков, женщин, детей или хотя бы просто солдат, которым дважды не повезло - сначала они мучаются от тирании, потом их за это бомбят.
Всякий политический конфликт, кончающийся войной, следует считать решившимся в пользу убийц.
Однако без политических конфликтов мир не живет и, видимо, жить не может, во всяком случае, до сих пор не получалось. Точно так же не получалось и не получается решать все политические конфликты без войны, переговорами, даже сколь угодно долгими, и компромиссами, даже очевидно выгодными для обеих сторон. Иррациональная злоба, овладевающая иногда группами людей и целыми народами, усиливается целенаправленными действиями честолюбивых, помешанных на власти или элементарном обогащении (или на том и другом) политиков - и начинается очередная война. Обычно ее начало есть отложенный результат предыдущих войн, побежденные жаждут исправить несправедливость своего поражения, победители пытаются сохранить и закрепить успех.
Война действительно есть продолжение политики другими средствами, но эти средства вызывают у любого не склонного к убийству человека желание покончить и со всякой политикой, если у нее такое продолжение. Нормальный человек, хотя бы раз в жизни видевший убитого на современной войне - куча изодранного мяса, или обгорелая, сизая головешка, или вбитая в землю танковыми гусеницами рваная одежда и расплющенная голова - не может не проклясть всякую политику, всякую войну, все высшие цели и принципы, которые маячат за этим видением. А среди тех, кто этого не видел своими глазами, есть немало людей, которым хватает телевизионных картинок или даже собственного воображения.
Словом, к черту политику.
А как же тогда быть с государством? Как можно отменить политику и следующую по ее пятам войну, если не отменить армию, министерство иностранных дел, разведку и все остальное, что называется государством? Анархия - мать порядка, а? Опять же, любой человек, сам побывавший в никем не управляемой толпе хотя бы раз, или достаточно знающий человеческую природу, чтобы представить абсолютно неуправляемое сообщество себе подобных, такого порядка боится, как огня. Власть, почти всякая, ужасна, потому что, будучи насилием сама по себе, она еще и порождает насилие особо страшное - войну. Но безвластие порождает самую страшную из страшных войн - всех против всех, и ничего другого не получится, если государство не то что отменить, но и просто ослабить, лишить инструментов насилия.
Значит, рано или поздно - война...
Эти вполне примитивные рассуждения еще никто не смог опровергнуть, в том числе и крупные политические мыслители, здорово разоблачавшие войну, политику, государство и власть до тех пор, пока сами не стали властью, государством, политиками и военачальниками. Почитайте дореволюционного и послереволюционного Ленина.
Война не имеет и не может иметь никакого оправдания в области нравственной. Однако война есть и, похоже, всегда где-нибудь будет. И каждый человек, даже самый последовательный христианин, не только в намерениях своих, но и в делах следующий заповедям, готовый подставить вторую щеку и не готовый убить ни при каких обстоятельствах, по крайней мере рассудком может постичь, победа какой из сторон лично для него и для его близких опасней. Мы можем и, по совести, даже должны отрешиться от эгоистических национальных, социальных и прочих соображений в оценках. Но это не значит, что следует закрыть глаза на возможные последствия. Более того: только осознание их опасности лично для осознающего и делает его антивоенную позицию действительно нравственной.
В среде отчаянных либералов уже давно стало общим местом уравнивание Гитлера и Сталина, соответственно оценивается и победа советской стороны. Но разум должен подсказывать этим людям, что их просто не было бы, закончись та война по-другому, поскольку родители либералов почти наверняка сгорели бы в лагерных печах, не успев стать родителями. Возможно, такой вариант развития событий устроил бы наиболее последовательных, но они просто остались бы неродившимися. Совершенно другой, гораздо более слабый пример: отношение к нашим доблестным правоохранительным органам. Водитель приличной машины, у которого гаишник вымогает взятку, или мелкий торговец, которого рэкетируют менты, с ненавистью произносит расхожее «менты и есть главные бандиты!» - и, допустим, он прав. Однако представим себе на минутку, что милиции нет. Долго ли просидит за рулем своей недешевой движимой собственности раздражительный автовладелец, долго ли будет ждать ларечник беспредельщиков-подростков, которые, ухватив ящик пива, ларек сожгут, а ларечника пришибут арматурой? Вымогательство отвратительно, но выбор таков, каков есть - либо коррумпированные менты, либо чистые отморозки без погон. Отвратительны те и другие, а кто опасней лично вам, прикиньте, смотреть на действительность лучше открытыми глазами.
Упаси нас Боже принципиально оправдывать одну из сторон любой войны. Более того, выбор даже ради чисто практических, житейских целей меньшего из двух зол тоже аморален. Но понять, какое меньшее, а какое большее лично для вас, неплохо бы. Хотя бы для того, чтобы, оценивая настоящее, представлять себе возможное будущее и знать, чем жертвуешь сегодня, не поддерживая ни тех, ни других.
Все вышесказанное полностью относится к последней войне на Ближнем Востоке. Она отвратительна с обеих сторон, как и всякая другая. Но победа в ней будет ужасна по-разному и для разных людей в зависимости от того, кто победит. У каждого своя перспектива, ее стоит себе представить - и отвергнуть войну независимо от того, что представишь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции