Рейтинг@Mail.ru
Берлинская стена, или почему искусство нуждается в насилии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Берлинская стена, или почему искусство нуждается в насилии

Читать ria.ru в
Дзен
45 лет назад, в августе 1961 года началось возведение Берлинской стены. Роковая дата в истории Европы и мира. Эта система заградительных сооружений оградила Восточную часть Берлина, которую контролировал СССР, от Западной части, которая принадлежала Федеративной республике Германии. Стена стала серьезной преградой между двумя мирами: общая длина 165 километров, городская часть 45 км. Вдобавок - колючая проволока, прожектора, вышки для часовых...

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.

45 лет назад, в августе 1961 года началось возведение Берлинской стены.

Роковая дата в истории Европы и мира.

Эта система заградительных сооружений оградила Восточную часть Берлина, которую контролировал СССР, от Западной части, которая принадлежала Федеративной республике Германии.  Стена стала серьезной преградой между двумя мирами: общая длина 165 километров, городская часть  45 км. Вдобавок -  колючая проволока, прожектора, вышки для часовых.

Эта стена должна была закрыть путь для массового бегства восточных немцев в Западный Берлин. К тому моменту счет бежавшим шел на тысячи человек.

Теперь пограничники на вышках открывали автоматный огонь при первой попытке перелезть через стену.
А люди лезли. Погибли сотни немцев. Стена породила феномен человеческого героизма и удивительной изобретательности.

В 1993 году, когда Стены уже не было, немцы привезли в Москву уникальную  выставку. Это была выставка предметов, с помощью которых люди пересекали границу. Некоторые вещи меня поразили. Например, усилительные колонки рок-ансамбля. В одной из них музыкант вынул всю начинку и спрятал туда любимую девушку. Она была маленького роста.

Или арбалет. Его сделал один инженер.

Темной ночью он выстрелил из своего окна в стену дома за Берлинской стеной. Арбалет вонзился и протянул над стеной стальной трос. Закрепив трос, инженер надел специальный ранец с роликом который прицепил к канату и в этом ранце переправил на волю сначала жену и детей, а потом переправился сам.

Или огромный чемодан, который западный немец отправил из восточного сектора самому себе в Берлин почтой, в нем укрылся его юный племянник. Мальчишка дышал через специальные дырочки в чемодане, и был обсыпан табаком, чтобы его не унюхали овчарки пограничной службы.

Или мини-геликоптер. Винт, приспособленный к двигателю электропилы. Он мог поднять изобретателя за пару минут всего на несколько метров над землей, но этого было достаточно, чтобы в темную ночь с грозой перелететь через проклятую преграду.

На этой выставке были десятки таких вот выдумок.

Но вот о чем я сейчас думаю.

Стена породила не только феномен изобретательности, нет. Она породила десятки шедевров искусства.

Например, великое виртуальное шоу группы «Пинк Флойд» Стена. Это выдающийся музыкальный протест против насилия. Чего стоит хотя бы один зловещий марш шагающих стальных щипцов или финал, когда музыканты разрушают стену, сложенную из пенопласта.

Литература тоже сумела поживиться на трагической теме. Вспомним хотя бы замечательный роман Джона Ле Карре «Шпион приходит с холода», Берлинская стена играет ключевую роль в сюжете этой книги.

А вспомните прославленный клип Элтона Джона «Никита»... Певец приезжает на пропускной пункт у Берлинской стены в огромной шикарной открытой машине и предъявляет свой паспорт девушке-пограничнику в форме. Внезапно оба влюбляются друг в друга, и Элтон, мечтая, поет о том, как было бы хорошо потанцевать с ней, выпить вина, поболтать, снять  форму. И на экране его фантазия оживает, но. Но строгий оклик пограничника-командира все ставит на свои места. Девушка в форме становится в строй шагающих солдат.

Но, пожалуй, самым мощным культурным явлением стал великий фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином». Это фильм о любви ангела-хранителя к акробатке в цирке. Он оберегает циркачку на проволоке от падения вниз. Его роль исполняет замечательный актер Бруно Ганс. Стена важный эмоциональный элемент фильма. Именно здесь, у стены, на контрольной полосе ангел превращается в человека и отказывается ради любви от бессмертия.  А фоном для этой романтической истории становится жизнь двух половинок Берлина накануне падения берлинской стены в 1990 году.

И вот мой первый вопрос: не было бы Стены, не было бы ни одного из названных шедевров.

И вопрос второй: почему искусство так страстно и безнадежно нуждается в насилии?

Почему без насилия фильм Вендерса, книга ле Карре  и даже песня Элтона Джона скучны и никому не нужны? Этот мрачный парадокс, вот уже который век движет искусством. Почему, да потому что оно, увы, питается злом.

Как иронично писал религиозный французский философ Маритен о литературе, -  «да, писателю надо быть святым, надо, но тогда не напишешь романа».

А Маркс вполне мог бы добавить по поводу падения директивной партийной ограды и торжества нового общества: «капиталистическое общество есть анархическое общество, где жизнь определяется исключительно как игра частных интересов».

Что первым делом сделал ангел, став человеком?

Он стал искать комиссионный магазин, чтобы сдать подороже свои ангельские доспехи. Бизнес прежде всего!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала