Лев Дзугаев, член Экспертного совета РИА Новости.
17 августа в Москве должно начаться заседание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-асетинского конфликта. Какие «козыри» приготовили участники СКК для очередной встречи? С сожалением приходится констатировать, что жаркое лето 2006 года по обе стороны Главного Кавказского хребта не привело к потеплению в российско-грузинских отношениях. Можно было предположить, что представившиеся возможности: двусторонняя встреча президентов Путина и Саакашвили, неформальный саммит глав государств СНГ будут максимально использованы. Но этого не произошло, что, собственно говоря, и прогнозировалось большинством экспертов.
Причина - отсутствие договороспособности нынешнего грузинского руководства. Более того, решение парламента Грузии, касающееся вывода российских миротворцев, непрекращающиеся провокации против миротворцев и Южной Осетии, повлекшие за собой гибель мирных жителей, проведение в нарушение ранее достигнутых договоренностей "успешной полицейской операции" под руководством министра обороны Грузии Окруашвили в Кодорском ущелье еще более усилили напряженность в отношениях между соседними государствами.
Напомню, что нынешней весной действия Тбилиси под активным давлением международных организаций по принятию закона о реституции, касающегося восстановления прав пострадавших в ходе конфликта 1989-1992 годов, расценивались как шаги в правильном направлении, способные существенно повысить уровень доверия между сторонами конфликта. Но уже тогда, несмотря на рекомендации международных организаций, в частности Венецианской комиссии, тесного сотрудничества при разработке основных положений проекта закона с осетинской стороной, высказывались сомнения по поводу способности официального Тбилиси действовать в таком режиме. И на самом деле не было столь необходимых консультаций сторон. О результатах тоже говорить не приходится: за окном середина августа, а, обещанного быть принятым еще в июне закона нет. Впрочем, если бы он был принят в том виде, в каком его видит сегодня грузинская сторона, вряд ли бы выполнил свою миссию и серьезно помог преодолению последствий конфликта. А ведь прошло более 13 лет, как в Грузии впервые заговорили о важности принятия закона.
Между тем такой документ наряду с активными усилиями по социально-экономической реабилитации зоны конфликта в состоянии обеспечить эффективный поиск взаимоприемлемой формулы политического урегулирования. Ни одного, ни другого по прошествии стольких лет нет, хотя зависит это в полной мере от Тбилиси.
Скажу больше, только присутствие российских миротворцев обеспечивало мир в этом регионе. Только благодаря России поддерживались системы жизнеобеспечения Южной Осетии. И, как бы не звучало странным для кое-кого,- только благодаря России де-юре обеспечивалась территориальная целостность Грузии.
Грузинское руководство же, игнорируя взятые на себя в соответствии с договоренностями обязательства, хочет начать "дружить" с "чистого листа", предлагая жертвам конфликта забыть о том, что было. Тот, кто не желает следовать в фарватере Тбилиси, автоматически записывается в сепаратисты и контрабандисты. Отсюда и стремление денонсировать с таким трудом создававшуюся договорную базу по урегулированию конфликта. Если к этому добавить, что на фоне тяжелейшей социально-экономической ситуации руководство Грузии продолжает наращивать военные расходы и приготовления, то приоритеты тех, кто задает тон сегодня в Тбилиси, ясны.
При их сохранении грузинский народ ждут новые потрясения, которых он вряд ли жаждет. И, конечно же, трудно ожидать на таком фоне существенных изменений в российско-грузинских отношениях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции