Павел Жданкин, РИА Новости.
В московском хоккейном клубе «Спартак» создан оргкомитет по выходу из кризиса. Об этом на пресс-конференции во дворце спорта «Сокольники» сообщила пресс-секретарь Олимпийского комитета России (ОКР) Дарья Червоненко. Оргкомитет призван обратиться к известным политикам, бизнесменам с целью поиска средств, необходимых команде. Кроме того, рассказала она, оргкомитет обратится к артисту Иосифу Кобзону, давнему болельщику «Спартака», с просьбой провести благотворительный марафон по сбору средств. А 3 сентября в рамках хоккейного турнира «Кубок «Спартака» с этой же целью будет проведен благотворительный матч.
Возглавил оргкомитет по сбору средств знаменитый спартаковец, олимпийский чемпион Борис Майоров. «Кубок «Спартака» - без «Спартака» представить очень трудно», - говорят ведущие спортсмены.
Между тем, на прошлой неделе общее собрание руководства и игроков московского хоккейного клуба «Спартак» приняло решение о расформировании команды. И, по всей видимости, ХК «Спартак» в предстоящем сезоне все же не будет выступать ни в суперлиге, ни в высшем дивизионе чемпионата России по хоккею. В сверстанном календаре первенства страны на 2006-2007 год его нет.
Последние несколько месяцев руководство клуба старалось найти необходимые деньги для поддержания своей жизнедеятельности. Эта ситуация напоминала «американские горки» с их взлетами и падениями. Сначала поступил отказ в финансировании от московского правительства, затем Игорь Шабдурасулов, глава Фонда поддержки хоккейного клуба «Спартак», сказал о невозможности содержать команду в одиночку. Все это было похоже на страшное падение, готовое обернуться смертельным ударом о землю. Ситуацию мог бы выправить бывший финансовый директор ПХЛ Вадим Мельков, нашедший группу бизнесменов, готовых помочь народной команде.
Но трагическая смерть Мелькова в иркутской авиакатастрофе, как оказалось, поставила крест на этих планах. Дальнейшие переговоры не привели к желаемому результату. И в год своего шестидесятилетия один из флагманов советского хоккея фактически рухнул.
За свою славную историю «Спартак» 4 раза становился чемпионом страны, обходя в те разы ведомственные ЦСКА и «Динамо», у которых был, как принято говорить сейчас, определенный административный ресурс. Ведь талантливого хоккеиста могли призвать в армию, и он становился игроком ЦСКА, а могли пригласить работать в милицию. И он становился «динамовцем». У «Спартака» кого-либо «призывать» возможности не было, и все же он еще по 12 и 8 раз был серебряным и бронзовым медалистом первенства Союза. Семнадцать воспитанников команды стояли на высшем пьедестале Олимпийских игр.
Но всех заслуг оказалось недостаточно для того, чтобы клуб нашел спонсоров и продолжил свою работу. Проблемы появились вскоре после ухода с поста вице-мэра Москвы Валерия Шанцева. По словам Игоря Шабдурасулова, «за последние десять лет «сумасшедших», которые поддерживали команду, было только трое - президент «Кубка «Спартака» Гелани Товбулатов, который начал всю эту историю и в одиночку поддерживал клуб, затем Шанцев. И, наконец, Шабдурасулов вместе с Шанцевым».
Известно, что хоккей в России убыточен и не является бизнесом. Основа существования - это спонсорские деньги и поддержка администрации городов и регионов. К примеру на «Ак Барс» «работает» весь Татарстан. Такая же ситуация в Омске, Ярославле да и практически во всех остальных командах. Но как только прекращается поддержка, сразу же возникают огромные проблемы. С этим столкнулась и тольяттинская «Лада», и московское «Динамо», где игрокам месяцами не платили зарплату.
Для многих сибирских компаний инвестирование в хоккей это, своего рода, пресловутая «социальная ответственность бизнеса», о которой так много говорят. Но в Москве несколько иная ситуация. В столице, кроме «Спартака», базируется еще три хоккейных клуба: ЦСКА, «Динамо» и «Крылья Советов». У первых двух из этой «троицы» дела обстоят получше. За ними стоят определенные государственные структуры и им легче найти деньги. С другой стороны, в Москве много крупных компаний, способных взвалить на свои плечи содержание такого хоккейного клуба, как «Спартак». Но по каким-то причинам их не нашлось.
Вряд ли их испугала сумма долгов клуба, а их на сегодняшний день накопилось около 150 тыс. долларов. Для крупного бизнеса подобная сумма не является «астрономической». Если посмотреть на улицы Москвы, то можно встретить массу частных автомобилей, которые стоят гораздо дороже. Но машину ты получаешь в свое полное распоряжение и не имеешь никаких забот - за тебя все решат в сервисе. К тому же есть гарантия. А при покупке клуба никто не даст тебе гарантию, что через год появятся медали или команда вылетит в низшую лигу.
За клубом надо ухаживать, как за девушкой, ставить ему высокие задачи, помогать стать лучшим. А чтобы победить, надо потратить миллионы условных единиц, которые становятся не такими уж и условными, когда ты вынимаешь их из своего кармана. Бизнес понимает, как трудно зарабатывать деньги и как легко их можно потерять.
На исполкоме Федерации хоккея России, проходившем в субботу, было принято решение не сохранять за «Спартаком» место в суперлиге. Президент столичного клуба Вячеслав Старшинов сказал, что «для клуба это во многом судьбоносный вопрос. Если потенциальные инвесторы будут знать, что они придут в команду суперлиги, - это одно. А если, например, в высшую лигу, то это в корне меняет всю ситуацию. Это чрезвычайно осложнит поиск партнеров».
Налицо тенденция - хоккей все сильней развивается в регионах России, а не в Москве. Зрителей на матчах столичных клубов меньше, чем в Казани, Тольятти или в Омске. И, может быть, расформирование «Спартака» это своеобразное эволюционное развитие российского хоккея? Есть много стран, которые когда-то были великими мировыми державами, а сейчас они небольшие европейские государства с великой историей.
Но только не хочется верить, что со «Спартаком» произойдет именно так. Тем более в истории клуба есть тому пример - дважды хоккейный «Спартак» опускался из суперлиги в высшую лигу и дважды возвращался. Будем надеяться, что мы еще сможем увидеть игроков в красно-белой форме в их родных стенах в Сокольниках и многотысячную армию болельщиков, поддерживающую любимую команду.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции