К Конституционному суду (КС) Российской Федерации, судебному органу конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющему судебную власть, относятся как к цирку шапито. Новый всплеск интереса к КС связан с тем, что другая власть, не судебная, окончательно решила за судебную власть ее судьбу: в начале 2008 года суд переедет в Питер, судьи поселятся в коттеджах, а лето будут проводить в Комарово.
Проблема не в том, где и как будут размещены судьи, какие здания под это дело будут отремонтированы, а какие снесены. И даже не в том, что эти начинания будут стоить немалых денег. Проблема - в чистопородной, безупречной, дистиллированной бессмысленности переезда органа конституционного правосудия по маршруту, обратному радищевскому, из Москвы в Петербург.
Этот переезд - искусство ради искусства. Рационально объяснить его невозможно: разъяснения, апеллирующие к тому, что судьям конституционного суда в отдалении от столицы не будут мешать предаваться юридическим медитациям, абсурдны. Потому что, если судье кто-то хочет помешать, он это сделает. У нас только до генерального прокурора (теперь бывшего) дозвониться нельзя. А до судьи - общей юрисдикции, басманного, мещанского, арбитражного, конституционного - можно.
Есть и еще одно объяснение: вон, в Европе разные органы власти находятся в разных городах, что способствует равномерному развитию регионов страны, формированию чувства уважения и почтения к власти и проч. Столицу нашей родины надо бы, в этой логике, разгрузить от федеральных органов власти. Как минимум два вопроса. Почему у Европы мы заимствуем исключительно этот опыт, к тому же обусловленный сугубо исторически, а никакой другой? Почему перераспределение органов власти по просторам необъятной России - от Калининграда до Биробиджана - надо начинать непременно с Конституционного суда?
Начните... ну, к примеру, с Минсельхоза. Он должен быть ближе к земле? Должен. Отправьте его в деревню Гадюкино, а административное здание возведите на месте исторического пребывания сельсовета. Или вот есть еще такой орган - Росприродзор, где замом служит известный всей стране Олег Митволь. Он любит воду и водоохранные зоны. Так на Волгу его, или к Енисею. Мало ли в России великих рек, которые так и не успели повернуть? А Роспотребнадзор тоже можно отправить поближе к регионам, которыми он активно занимается. То есть куда-нибудь поближе к молдавской границе или грузинской. По дороге можно проверить качество производимой в Северной Осетии ликеро-водочной продукции. Да что проверить - там же и осесть. Министерство природных ресурсов, раз уже его так назвали, надо отправить поближе к природным ресурсам. Сибирь, Дальний Восток, Сахалин - все это территории, богатые народным добром и к тому же нуждающиеся в освоении и заселении. Вот пусть чиновники и заселяют зеленое море тайги. А что уж говорить о Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации!!! По поводу того, куда отправить этот орган можно и нужно спросить народ. Устроить всенародное обсуждение, тендер, голосование. Конкурс на лучший город, подходящий для мастеров разговорного жанра. Такая акция никого не оставит равнодушным, будет способствовать росту политической культуры россиян и капиталистического правосознания. А можно и вовсе навеки утвердить норму суверенной демократии: ротировать места пребывания парламента. В этом году Дума разбивает свой передвижной шатер в Усть-Урюписке, в следующем - на одном из островов в море Лаптевых, еще через год - в Магадане. Надо быть ближе к избирателям и подальше от назойливых лоббистов. Особенно это эффективно там, где не работает мобильная связь.
Что же касается Конституционного суда, то уже как-то неудобно в сотый раз говорить о том, что аппарат этого органа в Петербург не переедет. Уровень зарплаты не позволяет квалифицированным юристам, состоящим на службе в некоммерческой и в не взяткоемкой структуре, позволить себе такую роскошь. Аппарат КС - это по сути дела научный институт, целая правовая школа, годами нарабатывавшая традиции, опыт и практику. Люди в нем - главная ценность и неразменная валюта. Просто так взять и нанять новых юристов (хотя бы и питерских, что модно, но не гарантирует качества) не получится. Это не государственное агентство или служба, которую захотели - создали, еще раз захотели - превратили в департамент министерства, а шлея под хвост попала - и вовсе упразднили.
Остается один, но пламенный вопрос - зачем? Зачем перевозить Конституционный суд из Москвы в Петербург? Не посоветовавшись с судейским сообществом, не просчитав расходы и последствия, не оценив риски для российской судебной системы.
Вы думаете, что здесь есть политическая логика? Мол, КС станет более управляемым и послушным. Полноте, все значимые шаги в российской политической истории делались не по злому умыслу, а по глупости. Кажется, это еще одна яркая иллюстрация старой исторической закономерности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции