Международный день молодежи
Ежегодно 12 августа отмечается Международный день молодежи. По данным ООН, молодежь - люди от 15 до 24 лет - составляет одну пятую часть населения планеты. 17 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН поддержала рекомендацию Всемирной конференции министров по делам молодежи (Лиссабон, 8-12 августа 1998 года) о провозглашении 12 августа Международным днем молодежи. В послании Генерального секретаря ООН по случаю учреждения и ежегодного празднования Международного дня молодежи говорится, что сам по себе этот праздник является молодым феноменом, идею учредить такой день подали сами представители молодого поколения. Празднование этого дня способствует распространению знаний об основополагающей Всемирной программе действий в интересах молодежи, принятой ООН в 1995 году. Программа действий охватывает 10 областей: от вопросов образования, трудоустройства и борьбы с нищетой до проблем здравоохранения, окружающей среды и распространения наркотиков. В каждой из этих областей Программа исследует причины возникновения проблем и определяет пути их решения. Впервые праздник отметили в 1999 году. Как правило, в этот день по всему миру проходят всевозможные акции, организованные молодежными объединениями.
День Военно-Воздушных Сил России
День ВВС отмечается 12 августа. Установлен Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года. Праздничные мероприятия, посвященные Дню ВВС, проводятся в День Воздушного Флота России. В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Этот день принято считать началом создания военной авиации России. Начало широкого развития авиации в стране относится к первому десятилетию ХХ века, когда развернулось промышленное производство самолетов, сформировались аэроклубы и воздухоплавательные организации. Военные министерства увидели в ней новейшее средство, способное решать ряд боевых задач. На самолетах были установлены пулеметы, в предвоенные годы создавались самолетные бомбы, радиостанции, аэронавигационные приборы. Первые формирования военной авиации были созданы в 1910 году, в том же году была организована подготовка военных летчиков. В ноябре-декабре 1911 года сформированы шесть первых авиационных отрядов. К августу 1914 года в русской военной авиации имелось уже 39 авиаотрядов, насчитывавших 263 самолета. Первая мировая война значительно ускорила дальнейшее развитие военной авиации. К осени 1917 года военная авиация России стала самостоятельным родом войск, включавшим в себя разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиации. В 1920-е годы появились авиационные конструкторские бюро, которые возглавили А.Туполев, Н.Поликарпов, Д.Григорович, в 1930-х годах для проведения научно-исследовательских работ в области моторостроения был создан Центральный институт авиационного моторостроения. Перед началом Великой Отечественной войны самолеты производились еще в небольших количествах, и многим советским летчикам в первый год войны пришлось сражаться на самолетах устаревших типов. Но уже в 1942 году поступление новых самолетов на фронт день ото дня увеличивалось благодаря предпринятым мерам правительства и особенно работников авиационной промышленности. Советская авиация в Великой Отечественной войне одержала блестящую победу над сильным воздушным противником и внесла большой вклад в дело разгрома врага. Новую эру в истории военной авиации ознаменовало появление реактивных двигателей. Коллективы КБ А.Яковлева, С.Лавочкина, А.Микояна, А.Туполева, С.Ильюшина, П.Сухого, О.Антонова и других в короткие сроки разработали новые типы реактивных бомбардировщиков, истребителей, по многим показателям превосходивших зарубежные образцы авиационной техники. В начале 1950-х годов были созданы истребители со сверхзвуковой скоростью. На вооружение военной авиации поступили новые средства поражения, в том числе ядерное оружие, в 1960-х годах авиация стала ракетоносной. Развитие авиационной и ракетной техники сыграло наряду с другими достижениями научно-технического прогресса важную роль в развитии космических кораблей и мощных многоступенчатых ракет-носителей.
325 лет назад (1681) родился Витус Ионассен (Иван Иванович) БЕРИНГ, мореплаватель, капитан-командор российского флота
Витус Ионассен (в документах часто - Иван Иванович) - выходец из Дании. Приглашен на русскую службу в 1703 году. До 1724 года плавал на Балтийском и Азовском флотах. В 1725 году назначен начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725-1730), официальной целью которой было решение вопроса о наличии перешейка или пролива между Азией и Америкой. Важную роль в организации и работах экспедиции играл помощник Беринга А.И.Чириков. Экспедиция обошла восточный берег Камчатки, южного и восточного берега Чукотки, прошла через пролив (названный впоследствии именем Беринга), не зная этого, потеряла из виду землю и вернулась обратно, не разрешив вопроса о проливе. В 1733 году Беринг был назначен начальником 2-й Камчатской экспедиции. Он должен был пересечь Сибирь и от Камчатки отправиться для исследования берегов Северной Америки. Беринг на судне «Святой Петр» 17 июля 1741 года достиг побережий Северной Америки. Открыл некоторые из Алеутских островов. На обратном пути умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя. Потребовалось значительное время, прежде чем заслуги Беринга были полностью признаны. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской. Именем Беринга названо также море на севере Тихого океана. В 1874 году представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник - два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 метра.
155 лет назад (1851) американский изобретатель Исаак Зингер запатентовал швейную машину
Исаак Зингер родился в 1811 году в небольшом городке Трой штата Нью-Йорк (США) в семье эмигрантов из Германии. Отец его был каретником. В 12-летнем возрасте Исаак попал в город Рочестер на берегу озера Онтарио, где устроился подмастерьем к местному механику. Работа на одном месте вскоре наскучила ему, и юный Зингер решил стать бродячим актером. Поскитавшись по стране в составе бродячих групп до 20-летнего возраста, Исаак решил вернуться к своему прежнему ремеслу и устроился механиком на завод в Бостоне, где создал свои первые изобретения - деревообрабатывающий станок и пилораму. Однако коммерческий успех к изобретателю не пришел, и ему пришлось подыскивать новые области применения своего таланта, в частности, в легкой промышленности, которая испытывала кризис из-за отсутствия новых идей. Зингер не был первым изобретателем швейного устройства. Первый патент на швейный станок был выдан в Англии еще в 1790 году, затем в Австрии в 1819 году, в США - в 1826 и во Франции - в 1830 году. Однако все существовавшие на тот момент устройства были громоздкими, неудобными в работе и обслуживании. Зингер занялся усовершенствованием швейной машинки американского конструктора Орсона Фелпса, которая была намного меньше и проще существовавших устройств, но из-за неудачной конструкции узла «игла-челнок» нитки в ней часто запутывались.
Он задумался над устранением этого недостатка и добился этого всего за 10 дней. Зингер расположил челнок горизонтально (нить перестала запутываться), предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машинку ножной педалью для привода, дав возможность швее работать с тканью двумя руками. Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим ныне несколько тысяч охранных документов. В начале 1851 года Зингер создал успешную фирму The Singer Manufacturing Company, которая стала обеспечивать оборудованием не только домохозяек, но и швейные фабрики, в том числе выпускавшие армейскую одежду. И хотя к концу 2000 года компания «Зингер» обанкротилась, не сумев выдержать конкуренции с молодыми гигантами индустрии высоких технологий, это имя знает практически каждый человек, а машинки Зингера все еще продолжают верно служить своим хозяевам во многих странах мира.
106 лет назад (1900) умер Вильгельм СТЕЙНИЦ, австрийский шахматист - первый официальный чемпион мира
О детских и юношеских годах Стейница известно немного. Будущий шахматист родился в 1836 году в Праге в семье мелкого торговца скобяными товарами Иосефа Шлоймо Штайница. Ребенка, тринадцатого по счету, назвали Вольфом (впоследствии в Лондоне он назовет себя Вильгельмом Стейницем). У мальчика рано обнаружились математические способности, и родители постарались дать ему серьезное образование. Закончив реальную школу, юноша уехал в Вену, где поступил в Политехническую школу, но вскоре оставил ее ради шахмат. Первые успехи приходят к нему в 1861 году, а уже в 1866 году в Лондоне он со счетом 8:6 выигрывает матч у сильнейшего в мире шахматиста Адольфа Андерсена. Однако официальный титул чемпиона мира он получил в 1886 году после победы в первом в истории шахмат матче за мировое первенство со счетом 10:5 над другим немецким шахматистом - Иоганном Германом Цукертортом. В течение восьми лет Стейниц сохранял это звание, отстояв его в матчах с сильнейшими шахматистами своего времени Исидором Гунсбергом (1890 год, 10:6) и Михаилом Чигориным (1889 год, 10:6 и 1892 год, 10:8). В 1894 году Вильгельм Стейниц уступил звание чемпиона мира Эммануилу Ласкеру (1894 год, 10:5 и 1896 год, матч-реванш, 10:2). В Лондоне Стейниц вел шахматные отделы в газетах «Фигаро» и «Филд», а после переезда в Америку основал свой собственный журнал «The International Chess Magazine», выходивший с 1885 по 1891 год. Стейниц вошел в историю шахмат не только как великий игрок и первый чемпион мира. Ему принадлежит выдающийся вклад в теорию шахмат. Его учение о позиции и ее существенных признаках, общих принципах стратегии, мысль о существовании непреложных законов, направляющих процесс шахматного творчества, означали совершенно новый подход к шахматам, во многом определивший дальнейшее развитие шахмат как синтеза науки, искусства и спорта. Теория Стейница была по достоинству оценена лишь в начале XX века благодаря практическим достижениям и пропаганде его взглядов такими известными шахматистами, как Ласкер, Тарраш, Рубинштейн, Рети, Капабланка, Эйве, которые сумели развить его учение и внести свой вклад в теорию и практику шахмат. Наряду с господствующим ранее понятием красоты шахматной комбинации появилось новое понятие - логической красоты последовательно осуществленного стратегического плана. Учение Стейница выдержало проверку временем. Его положения, дополненные новыми идеями, и в наши дни составляют основу шахматной теории. Имя Стейница навсегда останется в истории шахмат. Сам о себе великий шахматист в 1896 году сказал: «Я не историк шахмат, я сам кусок шахматной истории...».
6 лет назад (2000) затонула АПЛ «Курск»
12 августа 2000 года в Баренцевом море при выполнении учебно-боевого задания затонула вместе с экипажем (118 человек) атомная подводная лодка «Курск». 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время не вышла на связь атомная подводная лодка К-141 «Курск», которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. 14 августа командование российского флота сделало первое заявление о том, что подлодка «Курск» легла на дно. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в грунт моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть. Выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ сделал заявление о том, что надежд на спасение людей мало. 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. 19 августа к месту аварии российской подводной лодки прибыло норвежское судно «Normand Pioneer» с британской спасательной мини-лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины. Норвежское спасательное судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту подошло в район катастрофы подлодки 20 августа. После окончательных согласований начался второй этап операции, который характеризовался взаимодействием спасательных сил и средств Северного флота с норвежскими и британскими спасателями. Но все попытки спасти подводную лодку и ее экипаж оказались тщетными. 21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск». 22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура. Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 25 октября 2000 года, завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября успешно завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени-зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников. Комиссия по расследованию причин гибели атомохода «Курск» оставила только одну версию трагедии - «взрыв торпеды». В память о погибших моряках атомного подводного крейсера «Курск» 12 августа 2002 года в Москве, Нижнем Новгороде и поселке Видяево были открыты мемориалы. В Северодвинске воздвигнут монумент «Скорбный камень». В августе 2003 года в Санкт-Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ. 19 марта 2005 года в Севастополе на кладбище Коммунаров торжественно открыт памятник севастопольцам, погибшим на атомном ракетном подводном крейсере «Курск».
21 год назад (1985) над центральной Японией потерпел катастрофу японский самолет «Боинг-747»; погибли 520 человек
12 августа 1985 года в 18 часов 12 минут по местному времени «Боинг-747» взлетел из токийского аэропорта Ханеда в Осаку рейсом 123. Этот самолет был построен фирмой «Боинг» по специальному заказу авиакомпании «Джал», и его конструкция была оптимизирована для интенсивной эксплуатации на коротких линиях внутри Японии. Управлял «Боингом» экипаж под командованием опытнейшего пилота-инструктора «Джал» Масами Такахама. В 18 часов 24 минуты самолет потряс удар страшной силы на высоте 8000 метров. Было разрушено хвостовое оперение. Сигнал тревоги прозвучал сразу же. Причина удара по самолету была загадочна. Агония машины продолжалась 30 минут. Когда машина поравнялась со знаменитой горой Фудзиямой, пилоты попробовали начать снижение, но попытка окончилась неудачей. «Боинг» стал пикировать и врезался в склон горы в 70-ти километрах от места взлета. Сила удара была настолько велика, что от огромного самолета практически ничего не осталось. Пожар довершил разрушение. В результате авиакатастрофы погибли 520 человек, в живых остались четверо. Эта трагедия потрясла Японию. Президент авиакомпании подал в отставку. Начальник технической службы аэропорта сделал себе харакири. По количеству погибших в результате аварии одного самолета катастрофа японского«Боинга - 747» до сих пор держит один из самых мрачных рекордов в истории авиации, уступая по общему числу жертв только столкновению двух «Боингов» на Тенерифе в 1977 году.