11 сентября 2001 года стало одним из страшнейших дней в современной истории, а обозначение "9/11" уже никому не нужно расшифровывать. За месяц до пятой годовщины трагедии на экраны вышел художественной фильм, показывающий взгляд из-под завалов Всемирного Торгового Центра.
Год назад студия Paramount Pictures предложила режиссеру Оливеру Стоуну снять фильм о Нью-йоркских событиях 2001 года. Про целесообразность этого выбора долго говорили, поскольку боялись, что режиссер, снявший "Прирожденных убийц", "Рожденного 4 июля" и "JFK", не справится со столь деликатной задачей. Тем не менее, на этой неделе результат был представлен зрителям и критикам: фильм "Всемирный торговый центр" (World Trade Center) вышел на экраны.
Первое, что отмечают в связи с этой картиной - реальность событий. История двух полицейских, которые вошли в южную башню ВТЦ незадолго до ее обрушения, чтобы спасти людей, происходила на самом деле. Сержант Джон Маклафлин и Уильям Джимено были в группе из пяти полицейских и стали двумя из двадцати людей, которых спасли после обрушения. Они провели под завалами 22 часа.
Критики считают, что у Стоуна, который славился своими политизированными картинами, фильм получился "на редкость аполитичным". История воплощена максимально просто. Обычные голливудские спецэффекты сведены к минимуму. Герои на протяжении всего фильма находятся под обломками, таким образом, Николасу Кейджу (Маклафлин) приходится "играть только лицом", а Майклу Пенья (Джимено) - руками и частью корпуса.
На премьере фильма, которая проходила в Нью-Йорке, реальный отставной сержант Джон Маклафлин, который шесть недель находился в коме и перенес более двадцати операций, шел по красной дорожке рядом с воплотившим его на экране Николасом Кейджем. Он считает, что эта картина нужна и именно сейчас: "Фильм возвращает нас в тот Нью-Йорк, где все стояли плечом к плечу. Люди могут вспомнить и заново пережить тот момент, когда мы все были вместе. Это очень хорошо, я думаю".
Между тем, главный вопрос, который волнует сейчас зрителей и критиков - не слишком ли рано принялись за эту тему? Один из продюсеров фильма Майкл Шенберг утверждает: "Люди говорят: слишком рано, слишком рано... А когда будет не рано? Когда не останется ни одного очевидца? Когда сотрутся из памяти все детали? Нет, мы живем сегодня, и мы должны воспринимать реальность такой, какая она есть..." Родственники людей, погибших в самолетах и в башнях-близнецах, выражают разные мнения: одни считают, что те дни нужно запомнить, нужно, чтобы все знали о том, что произошло и предотвращали такие трагедии в будущем, другие предпочитают не вспоминать.
СМИ приводят слова Кэрри Лемак, одной из учредительниц группы Families of September 11. "Я не хочу видеть убийство моей матери в кино", - говорит она. Мать Кэрри находилась в одном из самолетов, которые террористы направили в башни-близнецы в Нью-Йорке. "Недавно я убежала из кино", - признается она. Кэрри не против того, чтобы фильм демонстрировали, но она попросила режиссера сделать некоторые добавления к ленте: короткие 30-секундные фильмы, в которых содержалась бы информация о том, как рядовые люди могут препятствовать будущим катастрофам, как естественным, так и вызванным человеческой деятельностью. В финальных титрах, по ее замыслу, необходимо указать информацию о том, куда перечислить пожертвования.
Стоун отказался. Вместо этого, он решил пожертвовать 10% дохода от показа первых 5 дней в 4 организации близких родственников погибших. Глава организации September's Mission попросила режиссера увеличить суммы пожертвований, в случае, если фильм будет хорошо воспринят. Кстати, известно, что только на раскрутку и рекламные кампании фильма было потрачено около 40 миллионов долларов.
Простые зрители, пришедшие посмотреть "Всемирный Торговый Центр" отреагировали по-разному, как, впрочем, и на любой другой фильм.
"Мне кажется, что это все очень надуманно и "затерто". Зрелищный фильм с большим бюджетом... Ничего интересного".
"Два полицейских, мучающихся от жажды там - я даже отвратительно чувствовала себя, сидя в зале с бутылкой воды, что не могу помочь им... Хочу сказать, что фильм очень реалистичный".
Некоторые зрители сочли фильм слишком жестким для просмотра. "Думаю, что для некоторых он станет потрясением, другим, наоборот, сможет придать сил и помочь справиться с тем, что они пережили в тот день... Этот фильм должен был появиться еще три или четыре года назад, историю нужно было рассказать".
"Даже если вы не из Нью-Йорка, люди из всей страны понимали тех, кто был на "нулевом этаже". Мы все чувствовали себя так же. Фильм показал, что чувствовали все простые американцы в тот день".
"Некоторые никогда не будут готовы для этого фильма, другие же были готовы еще четыре года назад. Но это нужно увидеть. Наверное, я посмотрю его снова".
Неизбежно фильм сравнивают с предшественниками: "Потерянный рейс" (United 93) рассказывает о том самолете, который 11 сентября упал в Пенсильвании. Фактически, этот фильм является хроникой происшествия, снятой в реальном времени: пассажиры, спешащие в аэропорт и всерьез боящиеся не успеть, совершающие утреннюю молитву террористы, стюардессы, говорящие "доброе утро". Версия произошедшего на борту лайнера, скорее всего, построена на анализе действий пилотов и телефонных разговоров, которые вели пассажиры после захвата.
Документальность этой картины в том, что в съемках участвовали диспетчеры, которые были свидетелями событий 11 сентября (девять человек сыграли самих себя).
"Фаренгейт 9/11" Майкла Мура - о последствиях теракта, - пожалуй, самый скандальный фильм на эту тему. Он получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и стал самым кассовым документальным фильмом в истории кино. Сделанный в форме журналистского расследования "Фаренгейт 9/11" жестко осуждает политику Белого Дома после терактов 11 сентября 2001 года. Самым скандальным фактом картины стало то, что автор говорит о связях семьи Буша с родственниками Усамы бен Ладена. Между тем, вся прибыль от проката фильма пошла на благотворительные цели.
В 2002 году появился коллективный фильм "11 сентября". 11 режиссеров, 11 точек зрения мировых кинематографистов, каждый фильм длится 11 минут 9 секунд. Французский "Канал Плюс", финансировавший постановку, предоставил авторам полную свободу самовыражения, а в результате, американские зрители остались недовольны: некоторые мнения, высказанные там, были весьма резкими. В частности, в новелле египетского режиссёра Юсефа Шахина звучит такая фраза: "США и Израиль - демократические страны, их правительства выбраны своим народом, так что легитимно атаковать этот народ". Речь идёт о возмездии за то, что "целые цивилизации разрушены США" и существуют "миллионы жертв" американской политики - от Вьетнама до Сомали. Сюжет иранки Самиры Махмальбаф начинается с того, что детям объясняют в школе: "Соединённые Штаты хотят нас бомбить, поэтому нам надо строить убежища".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников