Экспертам не дают покоя живописные шедевры, так или иначе, отображающие реалии того времени, когда они были созданы. Часто ученые пытаются именно по картинам известных художников приблизиться к прошлому и понять, как и чем тогда жили люди. На сей раз анализу подверглись полотна Моне лондонского периода.
Клод Моне трижды приезжал в Великобританию между 1899 и 1901 годами и создал в этот период 95 картин. Большинство из них не датированы, поэтому у искусствоведов не было единого мнения о том, все ли полотна были написаны с натуры. И уж тем более, настоящий ли лондонский смог изображен на них. Ведь он мог быть лишь плодом воображения автора, особенно в том случае, если Моне начинал работать над картинами в Лондоне, а дописывал их по памяти уже в Париже.
Специалистам Бирмингемского университета и Военно-морской обсерватории США удалось проанализировать шедевры. Специалисты уточнили положение солнца в тот период, когда Моне работал в Лондоне, и сравнили это положение с запечатленным на картинах. Исследование показало, что все сюжеты Моне реальны. Все лондонские пейзажи были сделаны с натуры между 13 февраля и 23 марта 1900 года в дневные часы. Кроме этого, ученым удалось узнать место написания полотен. Художник работал на крытой террасе второго этажа административного здания больницы святого Томаса, расположенной на противоположном от парламента берегу Темзы.
Исследование помогло убедиться в том, что смог на картинах реален. Таким образом, шедевры Моне стали свидетельством экологии тех времен. "Серия Моне, возможно, является наилучшей цветовой хроникой викторианских туманов, - заявили ученые. - Цвет потенциально дает информацию о передаваемом и рассеянном свете, проходящем через атмосферу, который, в свою очередь, дает информацию о химическом составе тумана". Поглощение света жиром и капельками масла от дымящих труб, возможно, связано с желтой и коричневой окраской некоторых туманов, тогда как голубой и красный могли возникнуть из-за действия наночастиц, рассеивающих свет.
"Эта информация дает нам возможность подробно изучить экологический кризис в Лондоне начала XX века", - говорит д-р Джекоб Бейкер, автор проекта.
Стоит отметить, что Моне, пожалуй, не самый загадочный живописец. Больше всего ученые бьются, конечно, над картиной Леонардо да Винчи "Джоконда". Например, японский ученый доктор Сузуки постарался воссоздать голос Моны Лизы. Он определил параметры лица и рук изображенной женщины, и на их основе установил ее вес, а также создал вероятную форму ее черепа.
Эти данные были оцифрованы и помещены в компьютер. Следующим этапом стало создание голоса. Для этого была использована гигантская база данных, в которой хранится более 100 тыс. обработанных фотографий лиц и голосов их обладателей. Полученный голос по всем параметрам очень подходит Джоконде, заявил Сузуки. "Если судить по картине, нижняя часть лица Моны Лизы тяжелая, увесистая, - говорит он. - Что может означать, что она обладала достаточно низким голосом".
Как утверждает Сузуки, каждый человек обладает индивидуальным голосовым диапазоном. Ученый уверен, что ему удалось воссоздать голос Джоконды с максимальной точностью - на 90%.
Другим ученым удалось расшифровать улыбку Джоконды. "Теперь же можно сказать официально: Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи была на 83% счастливой, на 9% - испытывающей чувство отвращения, на 6% - полной страха и на 2% - злой", - говорится в британском научном журнале "The New Scientist".
Расшифровка самой знаменитой женской улыбки в мире стала возможной благодаря новой компьютерной программе распознавания эмоций. Ее разработал ученый Нику Себе из университета Амстердама (Нидерланды) при поддержке ученых из университета Иллинойса (США). Алгоритм, получивший название Urbana-Champaign, анализирует главные черты лица, в частности изгиб губ и морщинки вокруг глаз, потом оценивает лицо по шести главным группам эмоций.
Но не только Джоконда будоражит умы ученых. Творчество Эдварда Мунка также переполнено загадками. Например, массу вопросов у специалистов вызвало полотно "Девушки на мосту". Во-первых, многим было неясно, что означает желтый диск в левой части картины: луна это или солнце. А во-вторых, что бы это ни было, почему оно не отражается в воде? Искусствоведы все эти несоответствия склонны были объяснять пристрастием Мунка к символизму.
Однако ученые не оставили эту тайну неразгаданной. Профессор Дон Олсон (Don Olson) вместе с коллегами из Техасского университета провел ряд исследований - как астрономических, так и географических.
Ученым пришлось посетить курортный городок Асгардстранд на севере Норвегии, где в ту пору жил художник. По сохранившимся фотографиям начала века ученые определили, где находился художник, и вычислили положение солнца и луны на летнем небе. Результаты вычислений показали, что солнце должно было бы находиться в правом углу картины. Следовательно, желтый диск - полная луна. В таком случае не удивительно, что автор в своих письмах называл картину "Летняя ночь".
Но почему же луна не отразилась на водной глади? Ученые объясняют это тем, что с определенной точки на высоте около 3 м над поверхностью воды можно наблюдать этот известный оптический эффект - наблюдатель видит луну над домом, однако в воде луна не отражается, поскольку свет от нее не достигает поверхности воды - его закрывает дом. Хотя объяснение искусствоведов тоже не лишено смысла. Исследователи творчества Мунка считают, что таинственное отсутствие отражения - некий символ и ключ к эмоциональному восприятию изображенной сцены.
Исследователи вообще нередко выдвигают гипотезы относительно символов, завуалированных в шедеврах признанных мастеров. Профессор Римского университета Энрико Гвидони постарался открыть тайный смысл в картине "Весна" Сандро Боттичелли.
Сандро Боттичелли работал при дворе Медичи в конце 1460-1480-х годах, а "Весну" он написал предположительно в 1482-84 годах. Ученый утверждает, что на знаменитой картине аллегорически изображены политические чаяния правителя Флоренции Лоренцо Медичи.
До этого считалось, что, изображая на картине цветущий сад, Боттичелли подразумевал блестящий двор Лоренцо Медичи. Центральная фигурая - это Венера или Дева Мария (или обе сразу), а вот остальные восемь фигур могут быть месяцами года или свободными искусствами. Профессор Гвидони высказал достаточно сенсационное предположение, что на картине изображен аллегорический план объединения Италии. По мнению Гвидони, Венера (или Мария) обозначает Флоренцию, три грации символизируют портовые города Неаполь, Геную и Пизу, а купидон - Рим, поскольку латинское слово амор (любовь) - это анаграмма Вечного города (Рома).
Интерес ко многим шедеврам, давно знакомым и, казалось бы, уже изученным, не утихает. Ученые продолжают искать тайны, загадки, символы в полотнах, чем еще больше подогревают интерес ценителей прекрасного.
Например, в 2005 году самым продаваемым на аукционах мира художником стал Пабло Пикассо. Его 1409 картин разошлись на общую сумму в 153,174 млн долл. Следом за ним идут работы Энди Уорхолла. 660 его картин были проданы за 86,681 млн долл. Официально третьим в списке идет Клод Моне. Его картины в 2005 году были проданы на сумму 61,5 млн долл. Однако можно смело сказать, что Моне опередил и Пикассо, и Уорхолла. Ведь эта сумма была отдана всего за 22 его полотна. Таинственные удивительные работы Моне высоко ценятся любителями искусства.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников