Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
Со вторника список личных побед Мадонны стал немножко длиннее.
В первый день продажи билетов на концерт международной поп-дивы московская молодежь раскупила 4 тысячи этих драгоценных картонок за считанные часы. Молодые люди занимали очередь в кассы еще накануне ночью.
57 грузовых автомобильных фур с 250 тоннами концертного снаряжения разгрузят на Воробьевых горах, где 11 сентября состоится первое явление американской звезды России.
Оно могло бы вообще не состояться, обладай православная церковь в России тем новым, мощным влиянием на общество, которое ей приписывают.
В последние недели церковные иерархи клеймили Мадонну пуще Антихриста, всячески уговаривая паству бойкотировать ее концерт. По мнению Всеволода Чаплина, заместителя отдела внешних сношений Московской Патриархии, певица нашпиговала своё шоу религиозной символикой вроде распятий или статуй Святой Девы, чтобы оправдать собственные греховные страсти. Архиепископ предложил поп-диве не тратить время на ужимки и прыжки, а обратиться за скорой нравственной помощью к духовнику.
Мадонне не привыкать к неприязни церквей всех конфессий. Итальянский кардинал Эрсилио Тонини обвинил ее в богохульстве. Именитые раввины возмутились ее одержимостью Каббалой, этой экзотической разновидностью иудаизма. А Совет муфтиев России вообще заявил, что женщина не должна появляться на сцене в неподобающем виде. Имелись в виду, конечно, черные колготки и терновый венок. Именно в такой дерзкой экипировке Мадонну возносят на распятии на каждом европейском концерте, рекламирующем ее новый диск "Confessions of a Dance Floor". Вознесут, конечно, и 11 сентября на Воробьевых.
То, что российская, да и западноевропейская молодежь предпочла отдаться очарованию своего кумира вопреки запретам святых отцов, говорит о многом. И прежде всего, наверное, о том, что религия не успевает за духовными помыслами своей юной паствы. Как ни еретически это прозвучит, успех Мадонны может быть истолкован, как указание на поверхностность той массовой набожности населения Старого и Нового света, о которой так любят рассуждать некоторые теологи.
Этот вывод выглядит особенно правдоподобно в условиях России. После семи страшных для русской православной церкви десятилетий, когда в храмах устраивали конюшни, многим хочется объявить, что для веры наступило, наконец, время возрождения и расцвета.
Внешне это как будто на самом деле так. В выходные дни в церквях по всей России негде яблоку упасть. Православное Рождество стало национальным событием с непременным участием высших государственных фигур, включая президента. Как свидетельствует официальная статистика, с конца 80-х годов число россиян, считающих себя верующими, возросло более чем в 3 раза. В 1986 их насчитывалось 16% от населения России, сегодня - от 50% до 80% в зависимости от щедрости организаторов опроса.
Любопытно, однако, что причащается и исповедуется в наши дня примерно столько же граждан, сколько и до начала горбачевской перестройки, то есть 1,5 -2%. Отсюда можно предположить, что мы имеем дело с номинальным христианством, с религиозностью, приобретающей характер своеобразной мести за десятилетия безбожия, даже характер некой светской моды. Куда в меньшей степени здесь, возможно, сказывается истинное веление души.
Сама попытка отвадить зрителей от Мадонны вызывает в России ощущение дежавю. Как мы еще не забыли, гонения на творцов искусства были характерной чертой коммунистических времен. Достаточно вспомнить бульдозерную атаку на выставку авангардистов в Москве или травлю Бориса Пастернака, посмевшего опубликовать «Доктора Живаго» за рубежом. Неприятный парадокс состоит в том, что в истории с Мадонной в качестве силы, пытающийся ограничить свободу художественного выражения выступает уже не коммунизм, а церковь. Для многих это кажется тревожным признаком вторжения религии в жизнь светского, судя по конституции, государства.
Лазеры, безумствующие на концертах Мадонны, возможно, высвечивают слабое место сегодняшних религиозных конфессий. Язык общения церкви с поколением Интернета и мобила давно воспринимается этим поколением, как архаичный. Рок, поп и рэп порой вызывают больше резонанса в юных душах, чем монотонные проповеди с амвона. Это, кстати говоря, понимают и многие столпы русского православия, скажем, митрополит Кирилл, который охотно вступает в живые дискуссии с отечественными рок-музыкантами.
Пока гнев официальной церкви делает мощную рекламу Мадонне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции