Очередная "кража века" - исчезновение из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) рисунков известного архитектора и художника Якова Чернихова с архитектурными и геометрическими фантазиями - заставила экспертов заговорить о системном кризисе в музейном сообществе.
Если пропажа коллекции из хранилищ Эрмитажа обнаружилась, хотя и с запозданием, в ходе плановой проверки, то в случае с РГАЛИ выявить исчезновение удалось благодаря простой случайности - рисунки "всплыли" на аукционе. "20 июня я находился в Вене - мне позвонил из Берлина знакомый архитектор и хотел узнать мое мнение по поводу назначенного на 22 июня аукциона Christie`s, на который выставлялись девять рисунков Якова Чернихова, - рассказал "Коммерсанту" глава Международного фонда имени Якова Чернихова Андрей Чернихов. - Я посмотрел работы в интернете и понял, что они мне очень хорошо знакомы: эти работы, по моим представлениям, должны храниться в РГАЛИ, и наш фонд, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова, не раз выставлял их на выставках".
Как выяснилось позже, на аукцион действительно были выставлены оригиналы работ Чернихова. В папках, где они должны были храниться в РГАЛИ, сотрудники фонда обнаружили "куклы" - подделки в стилистике 1920-х годов. "Подделки столь грубого качества, что отличить их от подлинных работ можно невооруженным глазом", - рассказывает Чернихов. На сегодня выявлено порядка 700 поддельных листов Чернихова - но это не окончательная цифра. Заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков в эфире радиостанции "Маяк" высказал предположение, что из РГАЛИ исчезло примерно 80% работ "советского Пиранези" из 3000, которые находились здесь на хранении.
Сотрудникам Росохранкультуры уже удалось выявить на внутреннем антикварном рынке и за рубежом 274 рисунка Чернихова, похищенные из РГАЛИ. Девять рисунков знаменитого архитектора вернутся в Москву уже сегодня: по звонку Росохранкультуры сделка по их продаже на аукционе Christie`s была аннулирована.
Цена только обнаруженных рисунков, которые, как надеются в Росохранкультуры, удастся вернуть в РГАЛИ, составляет примерно 1,3 млн долл. Общая стоимость похищенного, по предварительным оценкам Росохранкультуры, исчисляется миллионами долларов и сопоставима с официально объявленной стоимостью пропавшего в Эрмитаже.
Это уже не первый случай, когда украденные из музейных хранилищ экспонаты обнаруживаются на аукционе. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский после недавней крупной кражи из музея предметов антикварного искусства заявил, что практически на каждых русских торгах, проводимых крупными аукционными домами за рубежом, обнаруживаются похищенные произведения искусства.
Christie's, в свою очередь, заявляет, что все лоты проходят строгую проверку. "Мы отводим значительные ресурсы на расследование истории происхождения всех предметов, которые мы выставляем на торги", - сказала РИА Новости представительца аукционного дома. По ее словам, каждый предмет из каталогов сверяется с реестром потерь произведений искусства перед продажей. Этот реестр, в свою очередь, получает сведения из баз данных, в том числе национальных, о похищенных предметах, находящихся в розыске, взятых для изучения и так далее.
К работам Якова Чернихова отнеслись с особенным вниманием: они вообще редко попадаются на антикварном рынке. Например, присутствие большой картины - архитектурной фантазии в багровых тонах "Дворцы Советов" 1930-х годов - на стенде московской антикварной галереи "Старые годы" на Российском антикварном салоне в ЦДХ осенью 2005 года сочли сенсацией, напоминает "Коммерсантъ". Появление графики Чернихова на аукционе в Лондоне было еще большим событием - на Christie's, который торгует русским искусством не один десяток лет, такое случилось впервые.
Но эксперты Christie`s продавали не абы что: рисунки имели подтверждение "из семьи" по другой линии - от внучки архитектора. Дело в том, что один из сыновей Якова Чернихова, Дмитрий, продал целую коробку рисунков отца, чтобы издать книгу "Яков Чернихов. Документы и архивы", что на вырученные деньги он и сделал в Италии в 2000 году. Поскольку речь шла об "архитектурных фантазиях" одного времени и одного стиля, дочь Дмитрия и решила, что это те самые рисунки; к тому же владельцы, которые сдали их на аукцион, были вполне "добросовестными" - рисунки к тому времени уже перешли из рук в руки.
"Не нужно воров, чтобы экспонаты исчезали"
По всей видимости, в данном случае вновь не обошлось без участия сотрудников. Однако глава Роскультуры Михаил Швыдкой не спешит обвинять во всех бедах музейных работников. По его словам, прозвучавшим по поводу дела Эрмитажа, "они не представляют опасности - это беззаветно преданные своему делу люди, которые и сохраняют культурные ценности музея. Однако хранителю трудно сочетать научную работу с серьезной работой, связанной с инвентаризацией фондов".
"С последним утверждением трудно не согласиться, но для наших музеев это не оправдание, а приговор", - замечает "Коммерсантъ". "В наших музеях по-прежнему ничего не знают и знать не хотят о конкурсности отбора персонала, о тщательно составленных резюме, о соответствии научной квалификации претендента открывшейся вакансии. Это совершенно особый мир, в котором не работают никакие законы, принятые в западных музеях. В зарубежных музеях хранитель - должность чисто техническая, а разработкой концепций и писанием монографий занимается куратор коллекции, освобожденный от нудного труда по сверке инвентарных номеров на вещах с номерами на учетных карточках. У нас же место хранителя - вершина в "научной" карьере, к которой стремятся годами и за которую держатся изо всех сил", - отмечает издание.
"С большим скепсисом" рассматриваются и доводы чиновников о том, что компьютерную систему учета передвижения музейных предметов нельзя наладить в связи с недофинансированием музеев и необеспечением их современной техникой. "Никто почему-то не говорит, что даже существующими в музеях "писюками" основной контингент пользуется неохотно и с большой опаской - а вдруг, не дай бог, текст "пропадет", то ли дело дедовские ...методы - проверенные каталожные карточки, заполняемые от руки", - напоминает издание и добавляет: "в музеях не нужно воров, чтобы экспонаты исчезали". По мнению газеты, часть пропавшего наверняка "окажется вовсе не похищенной злобными преступниками, а завалившейся за шкафы (был такой случай в Эрмитаже) или забытой в так и нераспакованных ящиках в депозитарии (был такой случай в Третьяковке)".
Закономерная "чрезвычайщина"
Того, что перед музеями стоит серьезная кадровая проблема, не отрицают и чиновники. Заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков утверждает, что "в последние годы количество краж с проникновением в архивах и музеях сошло к минимуму", "зато теперь акцент сместился на кражи внутренние". Так, в музее Петропавловской крепости был случай, "когда 180 единиц оружия вынес хранитель этих фондов и продал".
По мнению Вилкова, основная проблема заключается в том, что музейное сообщество не уделяет должного внимания учету экспонатов. "Наши музеи ударились в выставочную деятельность, стали больше уделять внимания пропаганде нашего искусства, наших культурных ценностей, в том числе и за рубежом. И каким-то образом проблемы учета отошли на второй план", - сказал Вилков в эфире телеканала "Россия", комментируя кражу 221 экспоната из Эрмитажа.
Ту же точку зрения высказал и руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры) Борис Боярсков. На пресс-конференции в понедельник он рассказал о том, что ежегодно в музеях России фиксируется от 50 до 100 случаев утери экспонатов. "События в Эрмитаже для нас не случайность, а закономерность", - заметил Боярсков, добавив, что участившиеся случаи пропаж "требуют нового подхода работы с музейными кадрами".
Необходимо и внедрение новых средств учета. Как рассказал Боярсков, в Эрмитаже процесс создания электронной базы идет "медленно", и сегодня в БД "включено только 153 тысячи экспонатов из миллионного фонда". И хотя по плану вся инвентаризация в Эрмитаже должна быть завершена к 2014 году, но "если двигаться такими темпами, то современный учет будет достигнут через 70 лет".
По словам Боярскова, необходимо "устранить перекос в сторону активной выставочной деятельности музея. Выставки и научные работы не должны заменять главного дела музеев - обеспечение сохранности его фондов".
Принимавший участие в пресс-конференции руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой охарактеризовал кражу в Эрмитаже как "чрезвычайщину" и сообщил, что на руководство музея будут наложены взыскания. "Очевидно, что в Эрмитаже нарушались инструкции Минкульта от 1987 года по хранению экспонатов и собственные инструкции", - заявил Швыдкой.
Между тем, как отмечает "Коммерсантъ", "урон, нанесенный злоумышленниками (совершившими кражу коллекции из Эрмитажа - rian.ru) русскому искусству, совершенно несопоставим с этим шумом и нанесенным им уроном репутации музеев как таковых". Общая оценка в 130 млн рублей, по мнению издания, "взята с потолка", что подтверждает и Анатолий Вилков. Стоимость утраченного должна выводиться из страховой стоимости - однако большинство пропавших из Эрмитажа вещей ее страховой оценки не имели, "потому как не вывозились на выставки".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников