Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.
Ближайшей осенью, буквально спустя пару недель, в России начнется новый не просто политический, а электоральный сезон. До парламентских выборов-2007 останется чуть больше года, и первое, чем займутся партии, намеренные в них участвовать, - формированием предвыборной стратегии и идеологии, а значит, и партийных программ. Часть оппозиционных партий не будет допущена к выборам - главным образом по действующим процедурным ограничениям. Часть пойдет на выборы без особой уверенности в успехе - семипроцентный барьер для прохождения в Думу, который установил российский парламент еще прошлого созыва, оказался слишком высоким для российской политической системы.
Предсказуемым образом проходят в Государственную Думу три партии: «Единая Россия» (ЕР) - партия власти, чье основное достоинство состоит в том, что ее поддерживает президент; Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - партия популистов и умеренных националистов без ясной идеологии, но с весьма эклектичным набором провокативных лозунгов; Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая удерживает четко ориентированный на коммунистические ценности электорат, единственная, но серьезная проблема которого, - масштабная и быстрая естественная убыль. При этом и ЛДПР, и КПРФ можно назвать оппозиционными партиями весьма условно. Это абсолютно системные образования, которые никак не мешают проведению централизованной законотворческой политики.
Несмотря на прогнозируемый успех, число набранных процентов голосов и, соответственно, будущий размер фракций имеют значение. Поэтому совсем уж без тщательного формулирования стратегии и обновления программных установок партии-фавориты обойтись не могут. Тем более, что у партии власти до сих пор не было никакой идеологии, и именно там сейчас идет особенно активный процесс подготовки и обсуждения партийной программы.
Левонационалистический и отчасти и социал-демократический сектор, судя по всему, будет представлять новое партийное образование. Оно будет создано на основе объединяющихся партии «Родина», завоевавшей места в парламенте в 2003 году благодаря агрессивно националистическим лозунгам и харизме ныне отвергнутого властью лидера Дмитрия Рогозина, и Российской партии жизни (РПЖ), типично номенклатурного образования, возглавляемого Сергеем Мироновым, спикером верхней палаты парламента, Совета Федерации. Успех неочевиден: уровень электоральной поддержки «Родины», согласно последнему опросу Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), упал до 2 процентов, поддержка РПЖ - что-то вокруг нуля.
Либеральный сектор будут представлять так и не объединившиеся леволиберальная партия «Яблоко» и праволиберальная партия Союз правых сил (СПС). Главное препятствие к объединению - «Яблоко» и лидер партии Григорий Явлинский считают СПС ответственным за политику 1990-х годов, за формирование «олигархического» и «бюрократического» капитализма. СПС немного освежил свой имидж назначением лидером партии молодого политика Никиты Белых, но в то же время несколько утратил в идентичности, уведя в тень привычных демократическому избирателю лидеров. В результате рейтинг и «Яблока», и СПС - 1 процент. И даже в Москве, считавшейся городом, где либералов избиратель всегда поддерживал, их показатели не поднимаются выше 3 процентов. (Даже у «Родины» в Москве рейтинг выше - 5 процентов, что связано с новым трендом - беспрецедентным наплывом мигрантов и, соответственно, большой популярностью националистических лозунгов.)
Партия-фаворит, несомненно, «Единая Россия». Общий уровень поддержки - 26 процентов, на селе - 32. Уровень поддержки КПРФ и ЛДПР почти одинаковый, что, конечно, сильно озадачивает коммунистов, однако в сельской местности КПРФ поддерживает вдвое больше избирателей.
Партия власти, судя по всему, определилась с тем, что в своей идеологии сделает ставку на тезис о построении «суверенной демократии». Термин несколько невнятный, что и не позволило власти поставить его в центр государственной идеологии, но для программы партии власти он вполне годится. Базовые идеи - «суверенность» всех принимаемых страной решений, особый российский путь демократии, активное вмешательство государства в экономику, отказ от идеологического либерального наследства 1990-х годов.
У коммунистов есть партийная программа, и вряд ли они будут изменять ее в соответствии с требованиями текущего момента. А вот тактическое решение - продвигать в массы «положительный имидж» генерального секретаря Леонида Брежнева - принято специальным постановлением ЦК КПРФ. Коммунисты продолжают эксплуатировать эмоции избирателей - ностальгию по советскому строю. Но поскольку уже ушло поколение, тосковавшее по Иосифу Сталину, главным символом избран человек, с чьим именем ассоциируется «нефтедолларовая стабильность» Советского Союза 1970-х годов.
«Яблоко» пока не предлагает ничего нового, но, судя по последним программным выступлениям лидера этой партии в демократической прессе, главный тезис - системная и последовательная оппозиция власти с одновременным неприятием наследия 1990-х годов, а также европейская интеграция России.
Программа СПС, которая готовится к осеннему съезду партии, по причине идеологической близости к идейным ценностям «Яблока», мало чем отличается от установок соседей по либеральному флангу. Однако партия, идейные сторонники которой до сих пор работают в финансово-экономическом блоке правительства, впервые заявит о том, что она находится в оппозиции курсу власти. Программа же будет строиться на идее реабилитации традиционных демократических ценностей и возвращения страны на общецивилизационный путь развития.
Партии из «несистемного» оппозиционного сектора тоже занимаются разработкой идеологии, однако пока рано говорить о том, что их электоральная поддержка - вне зависимости от заявленных идеологических предпочтений - выйдет за пределы 1 процента. Можно сказать лишь то, что их идеологии весьма эклектичны и пока четко не артикулированы.
По большому же счету, как и прежде, российский избиратель выбирает не умом, а сердцем. Поэтому главным в кампании станут образ лидера и яркие лозунги, апеллирующие к эмоциям. Сказано ведь - «умом Россию не понять». И - не избрать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции