Самой острой проблемой региона назвал Владимир Путин приднестровское урегулирование. Ход двусторонней встречи руководителей России и Молдавии, состоявшейся после трехлетнего перерыва, комментирует член Экспертного совета «РИА Новости», советник президента Молдавии Марк Ткачук.
- Состоялся очень открытый и позитивный разговор. Президенты не обошли в нем не одной ключевой темы, будь то Приднестровье или снижение российского импорта из Молдавии. Для молдавской стороны во многих этих вопросах было много искусственного, связанного, может быть, с недостаточной информированностью или недостаточной системностью в нашем партнерстве. Мы считаем, что эта встреча открывает новый этап последовательного диалога между двумя государствами, столь же искреннего, который был сегодня.
Надо заметить, что за последнее время президенты встречались неоднократно: и на недавнем неформальном саммите, и прежде в Казани, но, безусловно, нынешняя встреча имеет свое отличие: она не связана с какими-то конкретными событиями СНГ или мероприятиями коллективного свойства. С февраля 2003 года Владимир Путин и Владимир Воронин впервые почти в течение двух часов вели беседу один на один. И уже сейчас понятно, что эта встреча придаст новую динамику российско-молдавским отношениям. Судя по тем указаниям, которые мы стали получать сразу по завершению их общения, «размораживание» наших отношений уже началось. Оно, вне всяких сомнений, скажется на приднестровской ситуации. Уже в ближайшие сроки мы приступим к обсуждению дальнейшего взаимодействия в торгово-экономической сфере. А сегодня было важно заложить необходимые механизмы для решения многих спорных вопросов. И президенты это сделали. Ведь достаточно сказать, что российско-молдавская межправительственная комиссия не функционировала в нормальном режиме более двух лет. Принято решение восстановить работу комиссии в полном объеме. Это очень важный момент, хотя, на первый взгляд, - обычное дело. Но именно прозы не хватало в нашем двустороннем сотрудничестве.
Одним из генеральных направлений для деятельности межправительственной комиссии будет, например, область гуманитарных отношений. У молдавской стороны есть много инициатив на этот счет. На встрече президентов затрагивался вопрос сохранения в Молдавии традиционных позиций русского языка. И здесь необходимо заметить, что отношение Владимира Воронина к его статусу оставалось неизменным: де-юре русский является языком межнационального общения в республике, а фактически в Молдавии на русский язык обязательно переводятся государственные документы. У нас почти треть школ ведет обучение на русском языке. Не существует ограничений на этот счет и при получении высшего образования.
Не в меньшей степени мы заинтересованы в укреплении позиций российского капитала. Именно с приходом Владимира Воронина российские инвестиции значительно расширили зону своего присутствия в Республике Молдова.
Мы в той же мере, что и Россия, расцениваем остроту приднестровского вопроса. Вместе с тем, очень надеемся на то, что случай с Приднестровьем может стать уникальным в том смысле, что способен стать универсальной моделью. Отнюдь не так, как Косово, которое несет за собой негативные последствия. Позиция молдавской стороны заключается в том, что на примере приднестровского урегулирования удастся показать, как подобные конфликты можно разрешать в 21 веке - сообща, не прибегая к жестким мерам, исключительно на основе политических средств и современных ценностей.
Столь же оптимистично мы смотрим и на то, что россияне достаточно скоро снова будут пить наше молдавское вино.