Рейтинг@Mail.ru
"Альбатрос" - охотник за субмаринами и пожарами - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Альбатрос" - охотник за субмаринами и пожарами

Читать ria.ru в
Дзен
Среди образцов российской боевой техники и вооружений, созданных еще в советские годы, есть поистине уникальные экземпляры. Один из них - рожденный на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) имени Георгия Бериева боевой самолет-амфибия А-40 или, как его еще называют, «Альбатрос». Его уникальность в том, что это единственный в мире турбореактивный самолет, который может садиться на воду и взлетать с нее...

Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.

Среди образцов российской боевой техники и вооружений, созданных еще в советские годы, есть поистине уникальные экземпляры. Один из них - рожденный на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) имени Георгия Бериева боевой самолет-амфибия А-40 или, как его еще называют, «Альбатрос».

Его уникальность в том, что это единственный в мире турбореактивный самолет, который может садиться на воду и взлетать с нее. При этом выполнять поставленные перед ним задачи. А их может быть достаточно много. От поиска в океане атомных подводных лодок с ядерными ракетами на борту до оказания помощи терпящим бедствие экипажам торговых судов и боевых кораблей и даже... тушения лесных пожаров. Впрочем, об этом чуть позже. А сейчас о том, что именно представляет собой самолет-амфибия А-40.

«Альбатрос», рассказывал мне один из создателей этого боевого комплекса Геннадий Панатов, является не только уникальным, но и самым большим в мире 86-тонным гидросамолетом (то есть может взлетать с воды и садится на нее), а так  же самолетом-амфибией (может использовать и обычный  аэродром с твердым покрытием). Он закончил государственные испытания еще в 1990 году, практически был принят на вооружение, но в серию не пошел. По причинам, о которых мы еще расскажем. А пока заметим, что на А-40 установлено 126 мировых рекордов. В том числе и по скороподъемности (на  высоту  в  3000  метров  он взлетает с  грузом в 10 тонн за три минуты),  по крейсерской скорости (с 10 тоннами груза 745 км\час), по высоте горизонтального полета  (с  тем  же грузом 13 тысяч метров).  А его гидро- и  аэродинамические  качества,  уникальные  инженерные конструкции (при  высоте киля в 11 метров и размахе Т-образных крыльев в 42 метра) остаются и по сей день лучшими в мире гидроавиации.

Так считают и многие зарубежные специалисты. «Альбатрос» не раз  демонстрировался на крупнейших международных авиационных выставках в Париже, Сингапуре, Сантьяго, Джакарте,  в Австралии и  Новой Зеландии, во многих других странах и городах. Американский профессор Даниэль Савицкий, признанный мировой авторитет в области гидродинамики,  один из первых побывавший на некогда совершенно секретном заводе  в  Таганроге, где  делали А-40, даже назвал его «гидродинамическим совершенством».

Но «Альбатрос», кроме высоких эстетических и инженерно-конструкторских качеств,  обладает  и уникальными боевыми возможностями. Он - не просто летающая лодка,  а,  в  первую очередь, - военный самолет,  охотник за субмаринами, некогда входил в систему противолодочной обороны страны. Может улетать в океан за 2 тысячи километров от родных берегов (это только радиус его действий, по прямой - на расстояние в 5500 километров),  барражировать в воздухе над  предполагаемым районом развертывания атомных подводных лодок 5-8 часов (с дозаправкой - до 12-ти),  опуститься на воду, как его живой прототип - самая большая в мире птица,  заглушить двигатели и слушать подводные шумы, проводить другие, как говорят военные, «поисковые операции». Например, найти подводную лодку, зафиксировать ее местоположение  специальными  сигнальными  буями (или обложить,  как волка,  красными флажками), вести ее по всему маршруту преследования,  взлетать, не теряя контакта с субмариной, потом опять садиться на воду,  когда лодка надолго «зависнет» на глубине или ляжет на грунт.

А при необходимости «Альбатрос» может и потопить субмарину. Для этого у него тоже есть все необходимое: гидрофонное и гидроакустическое оборудование, радиоэлектронные и вычислительные средства, даже система радиоэлектронного противодействия,  ракеты типа «воздух-вода», торпеды, мины, глубинные бомбы и многое-многое другое, что позволяет гидросамолету  решать  боевые задачи самостоятельно или в связке с надводными кораблями, с собственными подводными лодками и самолетами типа АВАКС. (Кстати, российский самолет дальнего радиоэлектронного обнаружения и наведения А-50  тоже  создан  в Таганрогском  авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева). Может защитить себя «Альбатрос» и от истребителей.

Для этого у него тоже есть необходимое оборудование и вооружение. У таких боевых гидросамолетов,  как «Альбатрос», говорил Геннадий Панатов,  есть много преимуществ по сравнению с авиацией,  базирующейся на сухопутных  аэродромах  и даже на авианосцах.  Во-первых, их гидродромы - места базирования и стоянок не разрушаются во время боевых действий, как это может  произойти   со  взлетными  полосами  аэродромов. Во-вторых, при угрозе вооруженного нападения противника они могут легко рассредоточиться на океанской акватории, для чего им тоже не нужна никакая береговая инфраструктура. В-третьих, самолеты-амфибии  могут базироваться на песчаных береговых отмелях,  что тоже облегчает их обслуживание  и  резко уменьшает коррозийное воздействие морской воды. Есть у них и другие достоинства.

Ими, кстати, одно время очень интересовались в НАТО. Королевские ВВС Великобритании даже вели переговоры с ТАНТК о приобретении нескольких экземпляров таких самолетов-амфибий для замены стоящих на вооружении страны самолетов-разведчиков и охотников за подводными лодками «Нимрод». Англичане даже приезжали в Таганрог, посещали завод, где делают А-40. Хотели купить  его и американцы. В США в конце 50-х годов прошлого века проходили эксперименты по созданию похожего летательного аппарата - летающей лодки «Симастер». Но после двух катастроф во время преодоления гидродинамического барьера они бросили эту затею.

Геннадий Панатов даже ездил в Брюссель, демонстрировал специалистам Североатлантического альянса видеофильмы о работе «Альбатроса», рассказывал о его тактико-технических характеристиках. Но в западных странах так и не решились купить А-40. Видимо, не захотели поддерживать российскую оборонную промышленность. Отечественный ВМФ тоже от него отказался. В начале девяностых годов на это не было денег, да и «гоняться» за подводными лодками бывшего вероятного противника в те годы стало как-то не с руки.

А-40 «Альбатрос» остался в России единственным «выставочным» экземпляром. Но не погиб окончательно. Ведь, пожалуй,  главное в нем то, что он может быть не только боевым противолодочным самолетом. Под маркировкой Бе-42 это уже поисково-спасательный комплекс, который оснащен всем необходимым оборудованием  для  эвакуации  терпящих бедствие на море. Он способен сесть на штормовую волну высотой до 2 метров,  доставить тонущим людям спасательные  плоты  и катера, оказать больным экстренную медицинскую помощь, превратиться в летающий госпиталь. Реанимационное и операционное оборудование тоже легко размещается на его борту.

А-40 может так же использоваться и как патрульный пограничный самолет  для  охраны  российских  экономических зон в океане и в прибрежных водах. При этом его маркировка будет уже Бе-44. С экипажем в 3-5 человек он способен перевезти около сотни пассажиров и около 10 тонн груза.  При собственном весе в 86  тонн,  тяга его двух турбореактивных двигателей ТРДД составляет 15 тысяч килограмм, длина разбега на воде 1000-1200 метров, на суше - 700-900 метров.

Так же «Альбатрос» может послужить людям и как пожарный. На конструкционной схеме А-40 создан самолет нового поколения - 36-тонный Бе-200, основное предназначение которого - тушение лесных,  тундровых и других пожаров. Он набирает воду в свои баки при посадке и пробеге  на  ближайшем от пожара, пригодном для этого водоеме. По производительности переброски воды к месту пожара, говорит Геннадий Панатов, Бе-200 вдвое превосходит серийный канадский пожарный самолет CL-215 и способен стать надежным средством сохранения от стихийных бедствий, да и от безалаберности нерадивых людей таежных богатств России. И не только России. Бе-200 уже тушил лесные пожары на Корсике и в Испании, в  Южной Америке, на других континентах.

Вопрос только в том, сколько нужно таких самолетов и кто их купит?

Впрочем, часть ответов на эти вопросы уже есть. МЧС России заказал шесть Бе-200 Иркутскому авиационному производственному объединению «Иркут», которое вместе в ТАНТК составило совместное предприятие. У пожарного «Альбатроса» реактивный двигатель Д-436, обеспечивающий ему скорость 600 км\час, дальность его полета при нагрузке в 6 тонн составляет 1500 километров. А приблизительная цена каждого  -  22 миллиона долларов. Не очень дорого, если учесть, каких бед «стоит» людям лесной или таежный пожар. Так что заказы у таганрогцев и  иркутян на «летающего пожарника», уже есть и, безусловно, будут и дальше.

А увидеть в действии уникальные качества «Альбатроса» смогут очень многие люди. В начале сентября на юге России, в Геленджике открывается традиционный гидросалон. А-40 и Бе-200 там всегда экспонаты номер один. Для тех, кто по тем или иным причинам не сможет оказаться на берегу Черного моря, есть телевизор. Самолет-амфибия обязательно будет на экране.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала