Рейтинг@Mail.ru
8 августа - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

8 августа

Читать ria.ru в
Дзен
- 1900 - учрежден Кубок Дэвиса
- 1900 - умер Эмиль Шкода, основатель всемирного известного предприятия
- 2000 - в Москве совершен теракт в переходе под Пушкинской площадью

106 лет назад (1900) учрежден Кубок Дэвиса

8 августа 1900 года в Бруклине (США) начался первый матч за Кубок Международной федерации лаун-тенниса. Наградой победителю стал серебряный кубок, пожертвованный организаторам первого матча студентом Гарвардского университета Дуайтом Филли Дэвисом; состязания стали называться командным первенством за Кубок Дэвиса, или просто Кубком Дэвиса. Кубок Дэвиса уже 106 лет считается самым престижным теннисным трофеем в мужском теннисе. Серебряный кубок Davis Cup trophy - это серебряная салатница с позолотой высотой в 33 сантиметра диаметром 45 сантиметров. В первые годы за кубок сражались лишь команды двух стран - США и Великобритании. Позже к ним присоединились сборные Австралии, Австрии, Бельгии, Германии, Канады и Франции. Сейчас в Кубке Дэвиса принимают участие более 140 команд. Денежный призовой фонд Кубка Дэвиса был сформирован в 1981 году, сейчас он составляет 8,5 миллиона долларов США. Регламент турнира за много лет не претерпел практически никаких изменений. Все матчи проводятся из пяти сетов и в пятом решающем сете играют без тай-брейка. Эта формула проведения матчей, по мнению организаторов, наибольшим образом способствует повышению зрелищности соревнования и позволяет сохранить интригу поединка вплоть до последней встречи. За главный приз борются 16 команд Мировой группы. В течение календарного года победителю Кубка Дэвиса необходимо провести три матча, дата проведения которых разбросаны с февраля по сентябрь, и выиграть финал в конце ноября.

106 лет назад (1900) умер Эмиль ШКОДА, немецкий инженер, основатель всемирного известного предприятия Skoda

В 1859 году в городе Пльзене (Чехия) граф Валленштейн-Вартенберк основал литейную и машиностроительную фабрику. Фабрика, на которой работало более 100 рабочих, выпускала машины и оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, части для металлических мостов и железнодорожных сооружений.Эмиль Шкода В 1869 фабрика перешла в собственность Эмиля Шкоды (Skoda), инженера и предпринимателя. Бизнес Skoda быстро рос, и в 1880-х годах фабрика представляла собой современное литейное и металлообрабатывающее производство. В 1899 году продолжавшая расти фабрика была преобразована в акционерную компанию, и перед первой мировой войной Skoda стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии. Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном, тяжелые пушки и боеприпасы. На экспорт поставлялось литье, оборудование для сахарных мельниц в Турции, пивоварни для всей Европы и пушки для стран Дальнего Востока и Южной Америки. Первая мировая война привела к существенному снижению выпуска мирной продукции. В расширение производства были вложены огромные суммы. В это время фабрики Skoda уже лидировали среди компаний на территории Чехии и за рубежом по выпуску военного снаряжения. После образования Чехословацкой республики в 1918 году и в сложных экономических условиях послевоенной Европы компания трансформировалась из исключительно военной в многопрофильную. В производственную программу, помимо традиционных направлений, вошли выпуск паровозов и позднее электровозов, грузовых и легковых автомобилей, самолетов, кораблей, станков, паровых турбин, оборудования для электростанций и т.д. В 1923 году была зарегистрирована всемирно известная эмблема компании - крылатая стрела в круге. В 1945 году компания была национализирована. Skoda постепенно была разбита на различные подразделения (автомобильная фабрика в Млада Болеславе, авиационная фабрика в Праге, заводы в Словакии, а также фабрики, выпускавшие оборудование для пищевой индустрии). Основным направлением деятельности компании стал выпуск оборудования для тяжелого машиностроения, крупные конструкции для индустриального сектора, общественный транспорт и электростанции. Большинство экспорта направлялось в восточный блок. С изменением политического климата в 1989 году начался постепенный процесс приватизации Skoda, сопровождавшийся изменением программы выпуска продукции, поиском новых контактов и рынков сбыта.

129 лет назад (1877) родился Александр Алексеевич ХАНЖОНКОВ, кинодеятель, предприниматель, организатор и руководитель первого крупного российского кинопредприятия

Москва. Киноателье Александра Ханжонкова на Житной улицеАлександр Ханжонков родился на Дону, в семье отставного казачьего офицера, обедневшего помещика. В 1896 году окончил юнкерское училище, в возрасте 20-ти лет произведен в офицеры, в 1906 году вышел в отставку. Увлечение Ханжонкова киноискусством началось еще с 1896 года, когда его сводный брат приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с коллекцией фильмов. В 1906 году в Москве Ханжонков открыл первую российскую контору по прокату фильмов, в 1907 году основал фирму «Ханжонков и К», которая стала заниматься производством первых русских картин. Сначала это были документальные ленты, выезды императорской семьи, военные парады; затем художественные фильмы, которые представляли собой движущиеся иллюстрации к известным литературным произведениям. Ханжонков приглашал к сотрудничеству выдающихся деятелей искусства, для него писал сценарии сам Лев Толстой. В его картинах снимались звезды - Иван Мозжухин, Вера Холодная, Михаил Чехов, Александр Вертинский и даже прославленный оперный бас Федор Шаляпин. Публика с восторгом принимала мастерски снятые картины: «Боярин Орша», «Ванька-ключник», «Мазепа». В 1910 году на кинофабрике Ханжонкова начали снимать и научно-популярные фильмы. Для работы над такими фильмами на киностудии был создан специальный научный отдел. В 1911 году на студии Ханжонкова был снят фильм «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды чередовались в нем с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Кроме того, это был первый полнометражный фильм, снятый в России - он длился 1 час 40 минут. На студии Ханжонкова был снят и первый фильм совместного производства - российско-итальянская картина «Кабирия» по сценарию популярного тогда итальянского поэта Габриэля д`Аннунцио. Фильм получил признание не только в России, но и в Европе. В 1911 году «Торговый дом А.Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А.Ханжонкова». Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое «Акционерное общество» в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма становится единоличным лидером в России по производству картин и их качеству. В 1912 году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей, которое стало прообразом нынешнего Союза кинематографистов России, и начал издание популярных журналов, в которых печатались киносценарии. В ноябре 1913 года Ханжонков открыл первый в Москве «электротеатр», потеснив тем самым зарубежных конкурентов. На открытии была показана двухчасовая программа из картин, снятых фирмой Ханжонкова в 1908-1913 годах. Его кинотеатр «Пегас» был рассчитан на полторы тысячи мест и должен был стать самым большим в Европе, но из-за разногласий с землевладельцем Ханжонков вынужден был построить только половину здания с непропорционально длинным зрительным залом. Но даже в таком виде кинотеатр Ханжонкова стал самым большим в России. После революции Ханжонков эмигрировал в Австрию, где начал финансировать исследования по созданию звукового кино, но через несколько лет по личному приглашению наркома просвещения Луначарского вернулся на родину и принял участие в создании советского кинематографа. Ханжонков работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино», но по болезни был вынужден уйти на пенсию. В 1937 году вышла его книга «Первые годы русской кинематографии». Вскоре Ханжонков вообще оказался не у дел. После его смерти 26 сентября 1945 года о нем вообще постарались забыть. Созданный им кинотеатр «Пегас» был переименован в кинотеатр «Москва», а картины Ханжонкова названы «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинодеятеле вспомнили вновь. В 1991 году в бывшем кинотеатре «Москва» был открыт Киновидеоцентр национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Бывший в советское время рядовым кинотеатром, этот зал превратился в крупный культурный центр Москвы. Сейчас «Дом Ханжонкова» - уникальный фестивальный центр, который продолжает просветительские традиции Ханжонкова, человека, который создавал отечественную киноиндустрию.

105 лет назад (1901) родилась Нина Николаевна БЕРБЕРОВА, писательница и литературный критик, яркая представительница эмигрантской литературы первой волны

Нина Берберова родилась в Петербурге. Отец ее, Н.И.Берберов, происходил из проживавшего в Нахичевани (под Ростовом-на-Дону) армянского рода. Мать, Н.И.Караулова - дочь тверского помещика и земского деятеля. Нина получила хорошее домашнее образование, училась в гимназии. Как и все одаренные дети, она  рано начала писать стихи, в которых чувствовалось влияние Блока и Ахматовой. Десятилетней девочкой она раз и навсегда выбрала себе дорогу - поэзию. В четырнадцать познакомилась с Анной Ахматовой и Александром Блоком, в двадцать присутствовала на заседании поэтической студии «Звучащая раковина», руководимой Николаем Гумилевым. После революции Нина Николаевна училась в Ростове-на-Дону, где в 1920 году окончила Археологический институт и историко-филологический факультет Донского университета, затем вернулась в Петроград. В 1921 году вошла в литературные круги Петрограда,  вступив  в петроградское отделение Всероссийского союза поэтов, а через год в альманахе «Ушкуйники» появилась ее первая публикация - стихотворение  «О том, что вечером морозным...». Примерно в это время происходит ее знакомство с известным поэтом Владиславом Ходасевичем. Она вступает с ним в гражданский брак, и в июне 1922 года супружеская чета покидает родину. Cупруги были дружны с М.Горьким, который в начале их пребывания за границей приютил молодых в своем доме в Саарове под Берлином, затем в Мариенбаде и в Соренто. В эмиграции Берберова продолжила литературное творчество. Ее стихи публиковали берлинские эмигрантские газеты и журналы. Она начинает заниматься переводами. Первая удачная попытка - перевод с французского романа П.А.Шодерло де Лакло «Опасные связи». Как и всех российских эмигрантов, занимающихся творческой деятельностью, Нину Берберову манил Париж, и в 1925 году Берберова и Ходасевич влились в парижскую эмиграцию. Жили они так же тяжело, как и остальные русские эмигранты. На существование зарабатывали литературным трудом, хотя начинала Нина Берберова в роли машинистки. В 1926-1927 годах  редактировала журнал «Новый дом». Постепенно стала писать сама, и к концу 1920-х годов имя Берберовой приобрело в эмиграции широкую известность благодаря  циклу из 12 рассказов о жизни русских эмигрантов под общим названием «Биянкурские праздники». Большинство произведений Берберовой было посвящено жизни эмигрантов из России, вынужденных существовать вдали от родины. Она рассказывала о судьбах бывших деникинских и врангелевских солдат и офицеров, которые работали на автозаводе Рено, открывали сапожные лавки и красильни. Вплоть до второй мировой войны она печаталась во всех эмигрантских изданиях: в журналах «Новый корабль», «Звено», «Беседа», «Воля России», участвовала в сборнике  «Якорь». Три ее романа и пять повестей были опубликованы в журнале «Современные записки», цикл рассказов «Биянкурские праздники» - в ежедневной парижской газете «Последние новости». С этой газетой она сотрудничала пятнадцать лет, включая военные годы. Здесь она публиковала статьи, в которых приветствовала наступление немецких войск на СССР. Она полагала, что победа и власть немцев будет все же лучше для России, чем советская власть. Эту крайнюю позицию ей многие не прощали тогда, да и сейчас ставят в вину. В 1932 году союз Берберовой с Ходасевичем, который продолжался 10 лет, распался. Она ушла к ни кому не известному художнику Николаю Макееву. Но даже после расставания бывшие супруги остались друзьями и сохранили теплые отношения на всю жизнь. Годы, прожитые бок о бок с Ходасевичем, дали ей не только знание писательской среды в ее лучшем воплощении (Андрей Белый, Алексей Ремизов, Иван Бунин, Марина Цветаева, Владимир Набоков, Марк Алданов, Максим Горький), но и уникальный литературный опыт. В Париже Нина Николаевна посещала заседания общества «Зеленая лампа», возникшего по инициативе Д.Мережковского и З.Гиппиус. В 1939 году  на русской сцене в Париже была поставлена  ее пьеса  «Мадам», переведенная на чешский, немецкий и английский языки. Грянувшая в 1939 году война разрушила европейскую жизнь первой волны русской эмиграции. Бежали И.Бунин, В.Набоков, М.Алданов, кто на юг Франции, кто за океан. Париж опустел. Оставшиеся попрятались и затаились. Нина Берберова никуда не уехала. Поселившись с мужем в домике под Парижем, она изредка приезжала в город на своем видавшем виды велосипеде. Как литератор она  замолчала, в группы и объединения не входила. Когда в 1940 году  «Последние новости»  закрылись, она стала литературным редактором только что основанного еженедельника «Русская мысль». Как корреспондент «Русской мысли»  присутствовала на суде над «невозвращенцем» В.Кравченко, автором книги «Я выбрал свободу». С 1949 года «Русская мысль» печатала ее репортажи с процесса, составившие впоследствии книгу «Процесс Кравченко». В 1950 году писательница переехала в США. В Америке Нина Николаевна начинала жизнь заново. Пришлось учиться английскому языку, вождению автомобиля, университетской жизни. С 1958 года  преподавала русский язык  в Йельском, затем в Принстонском университетах, стала профессором литературы. Занималась исследованиями в области теории литературы, литературоведения, литературной критики. В своих статьях Нина Берберова высказывала мнение о литературных жанрах. Она была одной из первых, кто заметил и оценил талант В.Набокова. Ей принадлежало высказывание о том, что появление этого писателя оправдывает существование всей эмиграции. С начала 1960-х годов Берберова взялась за мемуары: «Курсив мой», «Железная женщина», «Люди и ложи». Она - автор романов «Последние и первые», «Повелительница», «Без заката», «Мыс бурь», стихотворений, повестей  и   рассказов. Книги Берберовой переводились на основные европейские языки. Нина
Берберова являлась почетным доктором Миддлбери Колледжа и Йельского университета, кавалером ордена Почетного легиона. В 1989 году, незадолго до смерти, Берберова побывала на родине, посетила Москву и Ленинград. Ей был оказан горячий прием. Она отказалась от посещения мемориальных мест, связанных с ее молодостью. «Меня интересуют люди, а не кладбища», - заявила она. После поездки по городу в автомобиле отметила: «Исчезла культура парадных подъездов». Выступила в Доме писателей, побывала в гостях у Никиты Толстого, которого знала еще маленьким мальчиком в эмигрантском Берлине. Последние годы жизни, омраченные тяжелой болезнью, Берберова провела в Филадельфии. Жизнь этой удивительной женщины оборвалась 26 сентября 1993 года вдали от родины, в Филадельфии. Еще год в окнах ее дома, согласно последней воле, горел свет. Наверно, чтобы помнили.

82 года назад (1924) на улицах Москвы появилась первая внутригородская автобусная линия

ЗИС-8 (1934 год). РепродукцияПредшественники московского автобуса - линейки и омнибусы. С открытием линий Первого общества конно-железных дорог в 1880-х годах многие маршруты линеек исчезли - конный трамвай стал могущественным конкурентом для небольших экипажей. В конце 1884 года американский предприниматель Смит обратился в городскую думу с предложением открыть по московским улицам движение 25 городских автобусов по 10 линиям. Но этот проект реализован не был из-за отсутствия соответствующих постановлений думы. В 1899 году владелец омнибусов в Петербурге П.Кузьминский получил разрешение на открытие движения конных омнибусов в Москве по восьми линиям, но он хотел заменить конную тягу на механическую, и этот проект реализовать не удалось. В конце 1898 года в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться. В 1907 году в городе стали курсировать первые авто-таксомоторы. В это время были сделаны первые попытки организовать в городе автобусное сообщение. Первое предложение об открытии линии от Москворецкого моста до Сущевской части было сделано в 1905 году; в марте 1906 года последовало предложение об организации движения по городу 100 «омнибусов-моторов». Первая пробная линия «автомобильных линеек» на восемь и 12 мест была открыта между заставой у Марьиной Рощи и Останкиным 30 июля 1907 года. Эти машины ходили только в летний сезон. В июне-июле 1908 года открылись частные автобусные линии в пригородные местности. В конце июля 1908 года Управление городских железных дорог приобрело «самодвижущийся омнибус», который курсировал в течение первых трех недель августа от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, но из-за плохих московских мостовых быстро вышел из строя. Это была первая попытка организации городского автобусного движения. Во второй половине 1908 года частными лицами было сделано много предложений об открытии ряда автобусных линий, но городская управа отклонила их, чтобы не создавать конкуренцию трамваю. В мае 1910 года небольшие автобусы стали курсировать от Пресненской заставы в Серебряный Бор. В 1913 года в городскую думу поступило предложение об открытии автобусного сообщения по городским улицам. К этому времени по городу курсировали семь частных автобусов, которые обслуживали постояльцев гостиниц, прибывавших на вокзалы. Дело организации автобусного движения в Москве сдвинулось с мертвой точки только в 1924 году. Московское коммунальное хозяйство (МКХ) в виде пробы с 24 мая 1924 года организовало движение нескольких импортных автобусов (Фиат, Бюссинг) и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава - Серебряный Бор. Эксплуатация этой линии дала хорошие результаты, и МКХ 8 августа 1924 года открыло первую внутригородскую автобусную линию от Каланчевской площади через центр до Тверской заставы. Для этой линии в Англии были закуплены восемь автобусов «Лейланд» (каждый на 28 мест). Они были поставлены во временный гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.

6 лет назад (2000) в Москве совершен террористический акт в подземном переходе под Пушкинской площадью

После взрава в подземном переходе на Пушкинской площади в 2000 году8 августа 2000 года в Москве в подземном переходе на Пушкинской площади около 18 часов произошел взрыв - сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 800 граммов в тротиловом эквиваленте. Погибли 13 человек - семь человек на месте шестеро в больницах от полученных ран и ожогов. 61 человек получил ранения. Самодельное взрывное устройство было начинено шурупами и винтами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с павильоном, где торговали часами. Их детали, разлетавшиеся после взрыва, действовали не хуже начинки адской машины. Почти сразу после взрыва вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что не исключает запрета на торговлю в подземных переходах Московского метрополитена. Но впоследствии вопрос о торговых павильонах решили по-другому - заменили легкие конструкции на огнеупорные. По одной из версий, взрыв 8 августа явился результатом конфликта за право торговать в этом переходе. На месте взрыва на 40-й день после трагического происшествия была  установлена памятная доска в память о погибших, а два года спустя открыта мемориальная стена. Мемориал представляет собой большую мраморную плиту темного цвета, по бокам которой установлены два мраморных факела, имитирующие вечный огонь. На специальном помосте внизу лежат кованая роза. На мраморной табличке написаны слова «В память о погибших и пострадавших от террористического акта 8 августа 2000 года».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала