К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Часто в сказаниях и легендах колоколам приписывали неземные способности: предвидеть, предупреждать. Однако надо отметить, что заслуга создания колокола принадлежит не русскому народу. Предания говорят, что христианские колокола - кампаны появились впервые в Италии. На Русь колокола пришли с принятием христианской веры из Европы. В северные русские земли они завозились с Запада, а в Киев - из византийского города Корсунь (Херсонес), но сведения о них до XIV века очень отрывочны. Вплоть до XIX века создание колоколов на Руси было заслугой иностранных мастеров. Либо мастера для отливки приезжали к нам сами, либо колокола покупались в готовом виде.
На Руси долгое время, даже после появления собственной школы, пользовались "корсунскими", "немецкими" колоколами, звонившими посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола). Кроме того мастера сохраняли традиции иностранных надписей на колоколах, но часто добавляли свои. Европейские мастера часто писали по латыни "Слава единому Богу". Но даже если русские заказчики отливали колокол в Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской. Обычно приписывались на русском языке назначение колокола (например, "Бога молить, а по смерти за их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти") и историю его создания.
Колокол - это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила, для чего существовал специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее.
Часто цари любили собственноручно звонить, и соревновались в величине колоколов, отлитых в ознаменования их царствования. Простой люд приписывал колоколам и магические силы. Ходили истории о том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии; как колокол не раз звонил сам по себе, предрекая войну, голод или смерть государя; как за неугодный звон по воле царей колокола "казнили" перед народом: били батогами, отрубали ухо и отправляли в ссылку.
Надо сказать, что важность колоколов отмечались многими народами. Поэтому часто колокола (особенно вечевые - в них звонили, чтобы созвать народное собрание) становились военными трофеями. В ХVII в. шведские войска Делагарди вывезли с оккупированной ими новгородской земли все возможные памятные колокола ХVI в., на которых были обозначены имена русских царей - такие колокола были достойны трофея.
Попав в неволю, в чужие земли, колокол мог вдруг замолчать. Так случилось с колоколом Богородицы, который князь Александр Суздальский решил забрать из Владимира, и "колокол не начал звонити, яко же был в Володимере; и виде Александр, яко сгрубил святой Богородицы, и повелел его паки везти в Володимер и поставиша его в свое место, и паки бысть глас яко же и прежде богоугоден".
Через колокол укрепляли русские люди связь с Творцом. Наполняли храмы удивительным изобилием колоколов, от небольших до поражавших мир громадных великанов. Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец страшной войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, чем мощные ликующие звоны.