170 лет назад был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на постамент Царь-колокол, исполненный по проекту Огюста Монферанна. Гигантский колокол постигла странная судьба. Созданный стать огромной гордостью Руси, он пролежал в литейной яме почти сто лет - до 4 августа 1836 года.
"...колокол лить артиллерийского ведомства колокольному мастеру Ивану Моторину, определя к нему для вспоможения московского Арсенала пушечного мастера одного, учеников 10 человек, а для лучшего вылития того колокола над мастеровыми смотрения и к покупкам всяких к тому литью припасов и материалов определить от полевой артиллерийской команды артиллерийских офицеров двух человек". Таким указом от 26 июля 1730 года российская императрица Анна Иоанновна распорядилась отлить самый большой колокол в истории России.
Сложно сказать, хотела ли императрица мировой сенсации или просто решила перещеголять своего деда царя Алексея Михайловича, который приказал отлить предшественника колокола-гиганта.
Предшественники
В действительности у известного Царя-колокола было два предшественника - образно говоря, отец и дед. Самым первым был колокол, который отлили в начале 17 века, весом 36 тонн. Ему дали имя Царь-колокол. Для того чтобы он пел, к языку его были привязаны два каната, за них брались по 12 человек и тянули язык попеременно то в одну, то в другую стороны. Колокол издавал низкий, торжественный гул.
В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. Царь в 1654 году повелел отлить новый. Эту работу поручили нюрнбергскому мастеру Иоганну Фальку. Однако тот посчитал, что отлить такой большой колокол, да еще в короткий срок, невозможно, поэтому пришлось поручить это дело литейщикам Пушечного двора. За один год литейщик Данила Данилов с сыном Емельяном отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол.
Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка. Летопись сообщает: " ...и как после литья из ямы вынят и тот колокол поставлен был на станках и был в него благовест в господние праздники и от того благовесту 162 (1654) году этот колокол разбили". Летом того же года умер от чумы и создатель колокола Данила Данилов.
Отлить новый колокол весом приблизительно 128 тонн взамен разбитого поручили Александру Григорьеву. Его колокол висел около колокольни Ивана Великого. Его можно было хорошо рассмотреть, поэтому сохранилось много описаний этого гиганта. Известно, что на его поверхности были изображения царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов. Только через 24 года после отливки нашелся умелец, который за 9 месяцев смог поднять этот колокол на Успенскую звонницу. Звали умельца Иван Кузьмин. Однако 19 июня 1701 года, во время пожара в Кремле, колокол упал и разбился.
Осколки этого колокола лежали очень долго в Кремле, многие иностранцы восхищались гигантом. Именно тогда Анна Иоанновна и решила воссоздать Царь-колокол. Точнее, императрица приказала перелить старый колокол и прибавить 80.000 фунтов (32 с лишним тонны), чтобы отлить новый.
Строительство
Можно сказать, что царь-колокол - это одно из немногих достижений императрицы в обустройстве столицы. Анна Иоанновна возводила спешные и деревянные строения.
Сначала обратились к иностранным мастерам. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для отливки колокола отыскать в Париже искусного мастера. Миних предложил выполнить эту сложную работу королевскому механику Жерменю, но вновь иностранный мастер отказал русским заказчикам. Жерменю принял за шутку требование вылить колокол такого размера.
В итоге отлить колокол поручили колокольного дела мастеру Ивану Федоровичу Моторину, который, без сомнения, являлся самым выдающимся литейщиком своего времени. Подготовительные работы заняли полтора года. В общей сложности Царь-колокол создавали около 200 человек. Надо сказать, что мастера, создававшие знаменитый колокол, терпели нужду и лишения. Об этом свидетельствует прошение, поданное в Сенат Моториным: "При труде обретаюся безотлучно, а жалованья и кормовых денег и никакого вознаграждения не имею, отчего в пропитании моем претерпеваю не малую нужду и скудность..."
Первая попытка отлить колокол оказалась неудачной. Вышли из строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года. Колокольных дел мастер не смог продолжить работу над гигантом, так как умер "от печали", как значилось в официальной челобитной.
Завершить дело отца решился сын Моторина Михаил. Младший Моторин блестяще справился, и в ночь на 25 ноября 1735 года около 202 тонн колокольной бронзы были успешно залиты в форму. Таким образом, появился на свет Царь-колокол высотой 6,14 метра, 6,6 метра в диаметре и весом около 200 тонн.
Колокол интересен своим оформлением, над которым трудились мастера В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и П. Луковников. Это изображения Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, а также портреты царственных особ и их небесных покровителей. На теле Царь-колокола - надписи об истории его создания, овальные медальоны с изображениями святых, фигуры ангелов, три пояса растительного орнамента. Под изображением императрицы Анны Ивановны вылита надпись: "Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным".
Судьба колокола
Строители не успели даже поднять колокол из литейной ямы, как он сразу пострадал. Вслед за отливкой начались чеканные работы. Именно в это время разгорелся Троицкий пожар (20 мая 1737 года). Колокол стоял на железной решетке, расположенной на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие. Огонь сразу захватил деревянные конструкции. Обеспокоенные москвичи бросились заливать огонь, и от резкого перепада температур образовалось 11 трещин, и от колокола откололся большой кусок (11,5 тонны).
Так решилась судьба самого большого колокола. Ему уже не суждено было зазвонить. В 1836 году, спустя сто лет после злополучного пожара, его все-таки подняли из литейной ямы, правда, опять не с первого раза. Долгое время считали, что колокол вообще невозможно поднять, так как неоднократные попытки не приносили успеха. Так было в 1792 г., потом в 1819 г.
Спустя два года после этого яму расчистили, застелили досками и обнесли перилами, сделали лестницу, по которой можно было спускаться вниз и осматривать колокол. В 1836 году за дело взялся французский архитектор и инженер Монферран, строитель Исаакиевского собора.
В день начала подъема колокола огромная толпа окружила Кремль. Как только заработали вороты и натянулись канаты, послышался треск лесов. Все увидели поднимавшийся колокол, тащивший за собой часть железной решетки, на которой он стоял. Тяжесть была настолько велика, что два каната лопнули, и отскочил сломавшийся блок. Потом выяснилось, что канаты отсырели. Следующий подъем, длившийся чуть больше 40 минут, увенчался успехом. Вскоре после извлечения колокола из литейной ямы на нем установили четыре кронштейна, которые поддерживают шар с бронзовым крестом.
Царь-колокол, конечно, привлекал людское внимание. Например, ходили слухи, что на самом деле колокол состоит не из простой бронзы. Люди говорили, что богачи во время литья бросали в расплавленный металл золото и серебро. Исследования показали, что колокол изготовлен из типичной колокольной оловянистой бронзы, с содержанием примесей и металлов (золото и серебро).
Рассказывали еще, что почти тогда же, когда случился Троицкий пожар в Москве и от Царь-колокола откололся край, в Петербурге раскололся младший брат Царь-колокола, который был отлит одновременно с ним в 12 пудов и отдан императрицей Анной Ивановной в Петербург в церковь Воскресения Христова, что на Литейной.
Царь-пушка
Царь-колокол был не первым литым гигантом. Дебютом русских мастеров стала Царь-пушка. Она-то как раз была построена для устрашения врага, для демонстрации русского величия. Идея самой большой пушки принадлежала не самому Федору Ивановичу, правившему тогда, а кому-то из его окружения. Царь-пушка призвана была морально поддержать слабеющую державу. В 1586 году мастер Андрей Чохов отлил невиданное бронзовое чудо - пушку около 40 тонн весом. Длина пушки - 5,34 метра, диаметр ствола - 1,2 метра.
Декорирована пушка поясами рельефов, изображением царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. Выше передней правой скобы над изображением царя вылито "Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия". На верхней части ствола отлиты ещё две надписи: справа - "Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине", с левой стороны - "Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов".
Царь-пушка задумывалась как бомбард (осадное орудие, пробивающее стены) и дробовик (орудие, стреляющее дробом: булыжниками, железной сечкой). Ее даже прозвали "Дробовик Российский". Для этого мастер спроектировал канал ствола довольно сложной формы. Узкая часть - "камора" - под пороховой заряд. В широкую - "котел" - закатывали ядро или насыпали дроб. Однако пока Чохов отливал орудие устрашения, каменные укрепления вышли из моды, а вошли - земляные. Против такой ограды каменные булыжники бессильны.
Так или иначе, но использовать это орудие оказалось очень непросто. Сначала надо было оборудовать огневую позицию. Ствол укладывался на тесовые лежни. Сзади, у плоского среза орудия (тарели), набивался частокол из толстых брусьев. За ним - короб, набитый землей. Все это, чтобы остановить откат. Таких чередований - брусья-короба - устанавливалось несколько. А затем приступали к стрельбе. Правда, выстрелив, надо было очень быстро прятаться в окоп. Поэтому использовать Царь-пушку по назначению так и не удалось.
Царь-танк
Не менее амбициозным было решение о сооружении Царь-танка. Надо сказать, что создать супертяжеловесный танк пытались многие. Так, в 1911 году сын великого химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект гигантской машины весом 173 тонны. Проект не был реализован. В январе 1915 года в Британское адмиралтейство поступил проект "сухопутного крейсера" майора Хетерингтона: масса 300 тонн, длина 30 метров, высота - 14, диаметр колес - 12 метров. Результат тот же.
Огромная машина высотой с пятиэтажный дом была создана при Николае II в 1915 году. Назвали его сразу Царь-танк (Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко). Император профинансировал этот проект в надежде, что такое средство устрашение "сыграет на руку" России в первой мировой войне. Тогда воюющие державы как раз усилили конкуренцию в деле создания новых видов вооружений. Не было исключением и танкостроение.
К моменту, когда Англия по тайной информации сконструировала новый танк, у нас уже было готово чудовище - колесная машина Лебеденко. Вес аппарата - 44 тонны, 9 метров - диаметр ходовых колес. Каждое приводилось в движение двигателем в 240 лошадиных сил. Скорость - 28 метров в минуту. По замыслу автора, машина в разобранном состоянии должна была большими секциями доставляться по железной дороге к театру военных действий, там собираться на болтах и выдвигаться к линии фронта.
Сейчас это кажется странным, но машина передвигалась на колесах: в те времена их предпочитали гусеницам. Еще более удивительно то, огромная махина стояла на трех колесах! Именно третье заднее колесо и "приговорило" машину. На смотринах в лесу под Дмитровом танк провалил экзамен. "Летучая мышь" прекрасно передвигалась по бревенчатой гати, а вот в грунте завязла задним колесом. Комиссия присудила разработать более мощный двигатель, а пока танк оставили в лесу. Новый двигатель не оправдал себя - в итоге машину по кускам растаскали местные крестьяне. В 1923 останки танка разрезали и отвезли на переплавку.
Царь-бомба
В разгар ядерной гонки не обошлось и без Царь-бомбы. Ее разработала в середины 50-х годов группа физиков под руководством академика И. В. Курчатова. В группу разработчиков входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский и другие.
Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Тогда ядерщики решили уменьшить бомбу до 20 тонн. Новое ядерное устройство по традиции, принятой в СССР, получило кодовое обозначение "Ваня" или "Иван", а выбранный в качестве носителя Ту-95 получил название Ту-95В.
Когда носитель был уже готов к испытаниям, проект был прикрыт по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в "холодной войне" наступила пауза. Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными. В результате получилась бомба весом 24 тонны.
Испытание самого мощного в мире термоядерного устройства состоялось 30 октября 1961 г., во время работы XXII съезда КПСС. Подрыв бомбы произошел на высоте 4500 м. Мощность взрыва составила около 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте.
Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя - Царь-бомба, впечатляли - ядерный "гриб" взрыва поднялся на высоту 64 километра, ударная волна три раза обогнула земной шар, а ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи на сотни километров от полигона в течение одного часа.
Другим символам могущественности российской власти так и не удалось исполнить своего непосредственного предназначения: Царь-колокол ни разу не ударил, Царь-пушка и Царь-танк так ни разу не приняли участия в боях... Все они так навсегда и остались лишь предметом гордости за русских мастеров и умельцев.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников