- Ежегодно 9 августа по решению ООН отмечается Международный день коренных народов мира. Какое значение придают в России проблематике положения коренных народов?
- Вопросы защиты прав и интересов коренных народов рассматриваются Правительством Российской Федерации в числе приоритетных, что является дополнительным стимулом для активной работы российских представителей в международных организациях в целях защиты прав и интересов коренных малочисленных народов, проживающих в нашей стране. Последние годы отмечены значительным вниманием государственной власти к укреплению законодательной базы, регулирующей взаимоотношения государства и коренного населения. В целом ряде федеральных законов закреплены особые права коренных малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни и природопользования. Другим направлением формирования условий устойчивого экономического и социального развития коренных этносов является программно-целевой метод их государственной поддержки. Одним из приоритетов экономической политики на Севере в целом и в отношении коренных народов в частности является последовательный переход к созданию благоприятных экономических условий их саморазвития. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №758-р от 27 мая 2006 года создан Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.
МИД России со своей стороны намерен продолжать усилия, в том числе в рамках основных международных правозащитных органов и форумов, по развитию международного сотрудничества в целях поощрения и защиты прав коренного населения. При этом мы готовы к тесному и конструктивному взаимодействию с организациями коренных малочисленных народов Российской Федерации и рассматриваем это в качестве залога результативности соответствующих мер, предпринимаемых на международном уровне.
- Какое место сейчас занимает проблематика положения коренных народов в повестке дня крупных международных форумов?
- В последние годы проблематика положения коренных народов мира, защиты их прав и интересов в повестке дня крупных международных форумов занимает видное место. Данный блок вопросов активно обсуждается на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), а также недавно созданного Совета ООН по правам человека. Кроме того, с 2002 года функционирует Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов мира, являющийся главным универсальным органом по данной проблематике. Здесь следует также упомянуть о том, что в 2005 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе Международное Десятилетие коренных народов мира, а позднее была принята и Программа Второго Десятилетия.
- Чем, на Ваш взгляд, обусловлено особое значение международного измерения проблематики положения коренных народов для нашей страны?
- Особое значение, которое придается Российской Федерацией международному измерению данных вопросов, определяется фактором проживания на территории нашей страны большого числа представителей этих народов. Отсюда - стремление России развивать и укреплять международное сотрудничество для решения проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как культура, образование, окружающая среда и социально-экономическое развитие. В этом контексте наша страна активно взаимодействует со всеми соответствующими механизмами и структурами системы ООН, включая Постоянный Форум ООН по вопросам коренных народов, Рабочую группу по коренному населению Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека, институт Спецдокладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о ситуации с правами человека и основными свободами коренных народов.
- Известно, что в ближайшее время в ООН планируется рассмотрение декларации, посвященной правам коренных народов. Что можно было бы сказать по этому поводу?
- Принятие Декларации ООН о правах коренных народов должно стать значительным событием в рамках международного измерения проблематики коренных народов. Пока что проект этого документа одобрен только на уровне Совета ООН по правам человека, его рассмотрение на Генеральной Ассамблее ООН планируется этой осенью. Здесь необходимо отметить, что Россия с самого начала поддерживала идею о разработке проекта Декларации. Мы исходим из того, что ее принятие консенсусом стало бы существенным шагом в деле обеспечения прав и интересов коренных этносов.
Проект Декларации с 1994 года разрабатывался в рамках соответствующей Рабочей группы Комиссии ООН по правам человека. Вместе с тем, с учетом сложного и деликатного характера рассматриваемых в данном документе вопросов (права коренных народов на самоопределение, на землю, недра, природные ресурсы и др.) какого-либо существенного прогресса по согласованию текста достигнуть так и не удалось.
Российские представители принимали активное участие в работе над данным документом и в ходе заседаний Рабочей группы неоднократно вносили поправки, направленные на придание тексту более сбалансированного характера, а также на учет в нем требований российских нормативно-правовых актов. Несмотря на наши усилия, проект в его нынешнем виде выглядит несовершенным, а ряд его положений представляются спорными для тех государств, на территории которых как раз и проживает большая часть коренных народов мира.
В частности, многие страны высказывали несогласие с тем, как в тексте трактуется право коренных народов на самоопределение. Есть претензии и к положениям проекта Декларации, касающимся прав коренных народов на землю, недра и природные ресурсы.
В ходе сессии СПЧ при обсуждении соответствующего пункта повестки дня, а также в контактах с другими делегациями и представителями коренных народов нами высказывалось мнение о том, что наилучшим выходом из создавшегося положения было бы продление мандата Рабочей группы для продолжения обсуждения проекта Декларации. С аналогичных с нами позиций выступили такие авторитетные государства, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
Одобренный Советом ООН по правам человека текст этого международного документа не пользуется подлинным консенсусом, о чем свидетельствуют итоги голосования. Из 47 стран-членов Совета за него проголосовало лишь 30.
Россия отнюдь не является противником Декларации. Многие ее положения нас устраивают. В случае создания соответствующих условий, например, корректировки внутреннего законодательства, Россия сможет в последующем выступить с заявлением о ее поддержке.