Крупнейшие сотовые операторы России продолжают повышать стоимость звонков. Каждая компания делает это по-своему. К примеру, "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") с 31 июля увеличил стоимость первой минуты разговора, которая будет зависеть от тарифного плана, но не превысит 50 копеек.
4 августа сотовый оператор СНГ МТС объявил о введении платы за соединение (от 30 до 50 копеек). На официальном сайте компании подчеркивается, изменения не коснутся всех корпоративных, безлимитных тарифов, а также тарифных планов "Первый", "МТС.Open", "Универсальный" и "Гостевой" (в Москве и области).
Третий ведущий игрок на рынке сотовой связи "Мегафон" - приступит к вводу платы за соединение 5-го августа, ее минимальный размер составит 35 копеек. Так или иначе, итог нововведений операторов сотовой связи один - за все снова заплатит звонящий.
Заметим, что соединение останется бесплатным для всех входящих вызовов, если абонент находится в регионе, в котором был заключен договор на предоставление услуг, а также при звонках в национальном и международном роуминге. Плата за соединение не будет взиматься при вызовах длительностью меньше 3-5 секунд (в зависимости от тарифного плана). Кроме того, бесплатными останутся звонки в милицию, пожарную охрану, на короткие номера различных платных справочно-развлекательных сервисов и в бесплатные справочные службы.
Благодатная почва для роста
Рост тарифов представители крупнейших компаний сотовых операторов объясняют убытками, которые неминуемо грозят им в связи с вступлением в силу поправок к закону "О связи" от 1 июля 2006 года.
Как отмечает газета "Ведомости", введение принципа ССР (calling party pays, или "платит звонящий") поначалу не на шутку испугало сотовых операторов: они подсчитали, что могут потерять до $1 млрд доходов в год. Федеральная служба по тарифам установила им компенсацию за звонки с фиксированного телефона на мобильный: абонент теперь платит в среднем 1,5 руб. за минуту, из которых 95 копеек достается сотовым операторам (остальное за вычетом НДС - фиксированным). Однако сотовым компаниям этого показалось недостаточно, поэтому они ввели еще плату за соединение в 35-50 коп.
На деле введение принципа "платит звонящий" привело к тому, что люди стали меньше звонить с фиксированных телефонов на мобильные. Как показал опрос, проведенный сайтом РИА Новости, на повышение тарифов услуг сотовых операторов российские граждане отреагируют "мобильным бойкотом": 36,5 % опрошенных намерены "меньше звонить". Вторым по популярности ответом (24,8%) стал "выберу другого оператора". "Не смертельным" назвали повышение тарифов 21,2 % опрошенных. А вовсе отказаться от мобильного телефона планируют 10 % респондентов.
Впрочем, сотовых операторов это не сильно беспокоит, а фиксированные в любом случае остаются в выигрыше, поскольку раньше за звонки на мобильные они вообще ничего не получали, а теперь им будет доставаться примерно по 30 копеек с каждого исходящего соединения. "Русская служба новостей" напоминает, что замминистра информационных технологий и связи Борис Антонюк прогнозировал, что бесплатные входящие могут принести фиксированным операторам больше миллиарда рублей в год.
Договорились не сговариваясь
Способы, которыми крупнейшие сотовые операторы решили восполнить свои убытки, чрезвычайно заинтересовали Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России. 27 июля ФАС направила сотовым компаниям запрос о причинах и правовых основаниях введения платы за телефонные соединения.
Антимонопольная служба России подозревает представителей "большой тройки" в соглашении, которое ущемляет интересы других участников рынка. Предполагается, что компании установили друг для друга единый, дисконтный тариф, по которому они производят взаиморасчеты за звонки между сетями. ФАС потребовал предоставить информацию по этому поводу до 1 августа, но "Мегафон" и МТС до сих пор этого не сделали этого, сообщают "Финансовые известия".
"После получения и анализа указанной информации будут сделаны выводы о наличии в действиях операторов сотовой связи признаков нарушения антимонопольного законодательства", - пояснили в пресс-службе ФАС.
Однако чиновники ФАС не единственные, кого заинтересовало "синхронное" повышение тарифов. Соответствующий запрос в Россвязьнадзор направило Мининформсвязи. По мнению министерства, введение платы за факт соединения не является обоснованным с точки зрения действующего законодательства. "Плата должна взиматься за продолжительность соединения, а не за сам факт соединения", - пояснил РИА Новости представитель пресс-службы министерства.
В то же время представители компаний сотовых операторов продолжают настаивать на законности собственных нововведений. "Плата за установление соединения является неотъемлемой частью тарифа, устанавливаемого на исходящие вызовы", - озвучивал позицию МТС пресс-секретарь этой компании Кирилл Алявдин. Он пояснил, что в соответствии с действующим законодательством сотовый оператор устанавливает тарифы самостоятельно, уведомляя об этом абонентов в порядке, предусмотренном законом и договором.
Чем разрешится противостояние Мининформсвязи и ФАС, с одной стороны, и "большой тройки" крупнейших операторов, с другой - пока неясно. Но одно следствие происходящего уже можно прогнозировать. До сих пор многочисленные российские потребители сотовой связи покорно принимали любые изменения тарифов - тем более что в силу высокой конкуренции в отрасли эти тарифы чаще падали, чем росли. Однако нынешняя позиция властей может стимулировать абонентов к подаче судебных исков к операторам - и иски эти могут принять массовый характер, пишут СМИ.ру.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников