Рейтинг@Mail.ru
Музейные ценности: что сложнее - украсть, продать или найти - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Музейные ценности: что сложнее - украсть, продать или найти

Читать ria.ru в
Дзен
Специалисты утверждают, что украсть из российского музея несложно, так как экспонаты зачастую недостаточно хорошо охраняются. Гораздо сложнее сбыть музейную ценность.

Генеральная прокуратура создала специальную следственно-оперативную группу для расследования кражи из Эрмитажа. "Сегодня по указанию Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки Генеральной прокуратурой в связи с общественной значимостью и сложностью принято к своему производству уголовное дело, возбужденное по факту кражи из Эрмитажа", - отмечается в сообщении, опубликованном на сайте Генпрокуратуры.

Кроме того, сотрудники Эрмитажа обратились за помощью к частным коллекционерам, аукционам и антикварам. "Государственный Эрмитаж обращается ко всем коллекционерам, антикварам и любителям русской старины с просьбой помочь в поиске и возвращении в музей памятников искусства, перечень которых, а также изображения части из них находится на сайте Государственного Эрмитажа (http://hermitage.museum.ru)", - сказали в пресс-службе.

Предположительно один из похищенных из Эрмитажа экспонатов уже найден. "В правоохранительные органы позвонил неизвестный мужчина, который сообщил, что в мусорном баке, недалеко от "антикварного" отдела милиции лежит икона "Собор всех святых", - сообщил сотрудник правоохранительных органов Санкт-Петербурга.

Однако радоваться сотрудники музея не торопятся. Факт принадлежности иконы к пропавшим экспонатам будет подтвержден только после того, как экспертиза покажет ее подлинность. "Она похожа на одну из исчезнувших из музея. Окончательные выводы будут сделаны после проведения искусствоведческой и ювелирной экспертизы", - сказали в музее. "Собор всех святых" - один из 221 экспоната, чья пропажа была обнаружена в ходе плановой внутренней проверки.

По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, кражи тщательно планировались, но не носили заказного характера. Специалисты утверждают, что украсть из российского музея совсем несложно, так как экспонаты зачастую недостаточно хорошо охраняются. Например, несколько лет назад в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина во время вечернего обхода была обнаружена пропажа крохотной итальянской иконки, не имевшей специальной сигнализации. Смотрительница призналась, что задремала на рабочем месте, но сквозь сон слышала странный шум. Вскоре икону обнаружили, она была подброшена в мужской туалет.

Гораздо сложнее сбыть музейную ценность. Почти все экспонаты московских и петербургских музеев включены в каталоги, их описание опубликовано в различных научных статьях. Естественно, практически все знатоки искусства в курсе, какие экспонаты разыскиваются.

Сотрудники Эрмитажа предполагают, что пропавшие экспонаты имеет смысл искать на антикварных рынках. "Есть черный и белый антикварные рынки. Думаю, что проследить наши вещи, "всплывшие" на них, сумеют", - отмечает директор музея.

Пиотровский утверждает, что практически на каждых русских торгах, проводимых крупными аукционными домами за рубежом, обнаруживаются похищенные произведения искусства. Такие лоты снимаются с торгов и возвращаются законным владельцам.

Сложнее всего найти пропажу, если кража была осуществлена по заказу для какой-то конкретной коллекции. Тогда местонахождение музейной ценности не станет известно до тех пор, пока хозяин коллекции не решится продать шедевр. Тогда экспонат попадает на так называемый художественный рынок. Там музейную ценность найти уже проще. Сотрудники специальных подразделений при МВД, ФСБ и Министерстве культуры постоянно контролируют весь художественный рынок.

В 70-е и 80-е годы все украденные российские музейные экспонаты уходили на запад: либо контрабандой, либо по дипломатическим каналам. В то время в России не было художественного рынка как такового, в антикварных магазинах не принимали иконы. Поэтому еще в 60-е годы на Западе образовался рынок русского искусства (особенно икон), когда поток реликвий стал постоянным. По неофициальным подсчетам, с 70-х по начало 90-х годов из СССР было вывезено около четверти миллиона произведений древнерусской живописи.

Наиболее развитый художественный рынок в России сегодня находится в Москве. Именно он определяет спрос, в том числе и на краденые вещи. Практически все краденые предметы искусства попадают сначала в Москву и лишь немногие из них затем переправляются за границу.

Найти похищенный экспонат - это еще не значит вернуть его. Иногда музейная ценность перепродается официальным путем несколько раз, поэтому последнему владельцу принадлежит уже на вполне законных основаниях. Так случилось с картинами, похищенными в 1992 году из Художественного музея в Сочи. Всего тогда было украдено 14 экспонатов. Спустя три года в Москве был обнаружен один из преступников и изъяты четыре произведения, остальные вещи воры переправили в Финляндию, где они были проданы с аукциона. В прошлом году четыре картины были найдены на аукционе "Sotheby's" в Лондоне, но поскольку попали они туда официально, то вернуть экспонаты музею так и не удалось.

Однако, несмотря на всю сложность поисков музейных ценностей, иногда их все-таки удается вернуть. Так, в Эрмитаж была возвращена ваза для фруктов работы польских мастеров, украденная из музея в 2005 году. Вазу, выполненную из стекла и посеребренной латуни или меди, передали музею по завещанию частного коллекционера в 1982 г. вместе с другими предметами из той же коллекции. По предварительной оценке экспертов, приблизительная стоимость вазы составляла около $1500. Недавно местонахождение похищенной вазы было обнаружено, и в скором времени экспонат вернется в Государственный Эрмитаж.

ФБР составило список 10 самых громких преступлений в сфере искусства. Среди них разграбление музеев Ирака (около 10 тысяч экспонатов), кража картин из музея Изабелла Стюарт Гарднер в Бостоне (среди украденного три картины Рембранта и одна Моне) и другие.

Лишь одно из этих 10 преступлений было раскрыто. На расследование кражи в Стокгольме у полиции ушло 5 лет. В декабре 2000 года трое вооруженных людей вошли в Национальный музей Стокгольма. Один из них направил оружие на охранника, а двое его подельников за считанные минуты сняли три полотна стоимостью в $36 млн.: "Юная парижанка" и "Разговор в саду" работы Ренуара, а также автопортрет Рембрандта". Картина "Разговор в саду" была обнаружена почти сразу в ходе полицейского рейда, а вот остальные находились в розыске до 2005 года.

По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, кража 221 экспоната повредит престижу музея. "У Эрмитажа высокий престиж, а кражи всегда ему вредят, но они происходят во многих музеях мира", - сказал он. В защиту коллег высказалась директор московского Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, назвавшая происшествие в Эрмитаже "трагедией и прежде всего человеческой". Антонова призвала правоохранительные органы "во всем тщательно разобраться и найти подлинных виновных".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала