Валерий Соловей, член Экспертного совета РИА Новости, эксперт «Горбачев-фонда».
Для Украины создание широкой коалиции и назначение Виктора Януковича премьер-министром - шаг позитивный, который, надо надеяться, будет способствовать политической и экономической стабильности в этой стране. Нас в этом контексте, безусловно, интересует, а что все это будет означать для России, в том числе в разрешении газовой проблемы. И вот здесь ситуация характеризуется довольно высокой степенью неопределенности. Конечно, российская элита и Кремль получили очень важную психологическую компенсацию за то поражение, которое Россия потерпела во время «оранжевой» революции, поддерживая Януковича как возможного президента. Между тем своеобразная нынешняя эйфория не должна затемнять реальное положение дел.
Понятно, что Украина больше не может быть буферным государством, балансирующим между Востоком и Западом. Очевидно, что в перспективе она должна сделать выбор. В этом контексте главная стратегическая цель России состоит в том, чтобы Украина заморозила, а лучше сменила свой западный дрейф. Между тем подписанный Универсал национального единства свидетельствует только о том, что вопрос о вступлении в НАТО не снят с повестки дня, он просто отсрочен. Поэтому Россия заинтересована в изменении внутриполитического баланса на Украине таким образом, чтобы восточные регионы имели право решающего голоса или, как минимум, «контрольный пакет» при принятии ключевых решений, касающихся развития страны. То есть в интересах России - федерализация Украины или значительное усиление регионов. И второе - придание русскому языку статуса если не второго государственного, то широкое его применение во всех сферах в восточных и центральных областях Украины. Эти вопросы пока не решены и не факт, что они будут решаться.
Как начнут разворачиваться действия в этом направлении, будет видно по составу правительства: кто станет министром внутренних дел, министром иностранных дел, прокурором. Будут ли внесены соответствующие изменения в законодательство, а лучше всего - в Конституцию. Если же изменений по этим ключевым вопросам не произойдет, то можно сказать, что Россия не очень много выиграла после того, как Янукович стал премьером. Возможно, она даже в перспективе потеряет. Мы ведь помним историю российско-украинских отношений, когда якобы пророссийский Кучма проводил политику отнюдь не пророссийскую. Так что первая определенность, которая появляется на Украине, не означает пока определенности в отношениях между нашими странами.
Касаясь дальнейшей судьбы украинских политических «тяжеловесов» персонально, можно сказать, что, к примеру, у Юлии Тимошенко сейчас мало надежды взять реванш, поскольку она стала заложницей, прежде всего, собственных амбиций. Кстати, на идее создания широкой коалиции сказалось то, что Тимошенко недолюбливают как ее союзники, так и противники. В целом внутриполитическая динамика на Украине зависит от того, как будут решаться экономические вопросы. Если удастся добиться реальной экономической стабильности, что вполне вероятно при премьерстве Януковича, шансы Тимошеко «мутить воду» будут не очень велики. Хотя ее одержимость демоном власти не даст ей успокоиться и остановиться.
Что касается фигуры самого президента, нынешние его решения трудно назвать политическим успехом, скорее это выбор наименьшего из зол. Наибольшим злом стали бы досрочные парламентские выборы с перспективой значительного ухудшения позиций партии власти. Ющенко сделал свой выбор. Другое дело, что это свидетельствует о его слабой политической поддержке и о том, что он мало похож на человека, умеющего всерьез выстраивать долговременную стратегию. Впрочем, в ближайшее время ему ничего не угрожает. Но по мере того, как начнет укрепляться Янукович, а это скорей всего будет именно так, парламент сможет ослабить президентскую власть и переместить политический центр в пользу правительства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции