Петербургский востоковед Ефим Резван - заместитель директора Музея Антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, главный редактор международного научного журнала "Manuscripta Orientalia", автор ряда книг по проблемам ислама отвечает на вопросы корреспондета РИА Новости Юрия Зинина.
Что Вы можете сказать по поводу продолжающегося уже более трех недель ливано-израильского конфликта?
- Затягивание этого конфликта наводит на вывод о возобладании партии войны, причем с обеих противостоящих сторон. Взаимная неуступчивость и ожесточенность идет по нарастающей.
Лицо войны везде отвратительно, а ее логика взаимных ударов в расчете добиться преимуществ и выгод над противником пугает. Картины истребления, разрушений, людских потерь, потока беженцев подтверждают опасения насчет того, что эскалация насилия перечеркнет прогресс, достигнутый на пути подъема Ливана за последние 15 лет.
То, что происходит в регионе, ставит под вопрос многолетние мирные усилия во имя процесса урегулирования. С этой точки зрения Ближний Восток по сути может откатиться на 10-15 лет назад и работа международных дипломатических посредников, в том числе российских, пойти насмарку.
Нельзя допустить, чтобы Ливан опять стал заложником деструктивных сил этого насыщенного конфликтами региона. Но нынче остановить этот маховик насилия чрезвычайно трудно.
Для этого региону нужен человек калибра и веса подобного Де Голлю. Шарль де Голль - президент Франции в 1959-69 гг. смог положить конец кровопролитной колониальной войне Франции в Алжире, который в 1962 году обрел независимость.
Такой человек мог бы усилием воли сказать «хватить»: останавливаем вооруженное противостояние, объявляем мораторий на военные действия и пытаемся развести стороны. К сожалению, сейчас такой личности нет ни на Западе, ни на Востоке.
Как, на Ваш взгляд, эти события отразятся на исламском мире, политизирует они его еще больше?
- На мой взгляд, резонанс от них в равной степени неблагоприятен и для палестинского государства, и для Ливана, и для Израиля. Есть, например, мнение, что похищение двух израильских солдат, ставшее детонатором конфликта, связано с противоречиями внутри «Хезболлы».
Там тоже есть партия войны и партия мира, которая хотела бы интегрироваться в политическую структуру Ливана. После начала вспышки насилия, под грохот канонады, рев самолетов, воя сирен на это трудно надеяться.
Нынешняя ситуация негативна и для исламского мира в целом. Ведь под флагом ислама могут действовать разные элементы и силы, по сути, искажающие подлинные ценности и большой духовный потенциала этой религии.
Сегодня, по моему убеждению, внутри исламского мира лишь небольшая в пропорциональном отношении группа или фракция исповедует радикальные взгляды.
История показывает, что такие настроения оживают каждый раз в периоды обострения обстановки, когда приверженцы ислама чувствуют себя ущемленными, а свои интересы поставленными под угрозу. Культ мученичества и самопожертвования подогревает страсти, затемняет разум.
Поэтому есть опасения, что по мере разрастания конфликта «Хезболла» будет прирастать новыми сторонниками.
И при этом в глазах всего мира эта радикальная группировка может ассоциироваться с мусульманами в целом.
Соответственно, изображение боевиков, обстреливающих ракетами израильские города, будет множиться на западных телеэкранах, и этот зловещий образ человека с автоматом будет все больше застревать в общественном сознании.
В противовес аналогичный имидж израильтянина с автоматом, ответственного за гибель детей, стариков, женщин, также будет постоянно фигурировать на экранах. Оба этих медиапотока взаимно пересекаясь, будут отравлять общественное мнение, разжигать психоз, исламофобию и антисемитизм.