Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.
Скоро месяц, как продолжается израильско-ливанский конфликт. С обеих сторон десятки погибших и раненных, разоренные города, разрушенные и сожженные дома, тысячи беженцев. Особенно много их покинуло юг Ливана, почти четверть миллиона человек, как утверждают информационные агентства. А операции израильской армии против радикального исламского движения «Хезболла» не прекращаются. ЦАХАЛ уже занял буферную зону размером в 3-6 километров за пределами территории еврейского государства, и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что его армия уйдет с захваченных территорий только после ввода туда 15 тысячного международного контингента ООН, состоящего из боевых частей.
Между тем в самом Совете Безопасности ООН никак не согласуют резолюцию по ситуации на юге Ливана и, по прогнозам экспертов, ее подготовка может затянуться. Как минимум, еще на неделю. Об этом говорит и заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс. Проблема с подготовкой такой резолюции связана, в первую очередь, с определением сроков прекращения огня на израильско-ливанском фронте и определением мандата миротворческих или стабилизационных сил для поддержания мира в зоне между израильской границей и рекой Литании в Ливане.
Определение мандата миротворцам очень непростая задача. Израиль настаивает на том, что миротворческие силы должны помочь ливанскому правительству выполнить резолюцию 1559 Совета безопасности ООН, которая требует от руководства страны разоружить все вооруженные группы, кроме милиции. И если Бейрут не может справиться с такой задачей, то это должны сделать миротворцы. Правда, такое пожелание выходит за рамки обязанностей миротворческих сил. Получается, что они должны действовать не только в зоне своей ответственности, в полосе 20 км от границ Израиля до реки Литании, а на всей территории Ливана (боевики «Хезболлы» находятся не только в буферной зоне).
Но это будет означать, что миротворцы должны оккупировать весь Ливан, на что не даст разрешения Бейрут, да и за эту задачу вряд ли кто возьмется. Имея перед глазами печальный опыт коалиционных войск в Иране и отнюдь не блестящую ситуацию с войсками НАТО в Афганистане. Да и 15 тысяч миротворцев для решения такой проблемы - слишком малочисленный воинский контингент. 45 тысяч российских войск и воинских формирований в Чечне не смогли решить такую задачу, пока в поддержку не были приняты серьезные политические и экономические решения.
Есть и еще одна очень серьезная проблема - с подбором и выделением войск в миротворческие силы ООН для Ливана. Их состав должны одобрить обе стороны конфликта. Израиль настаивает, что в состав миротворцев должны войти подразделения стран НАТО. Ливан и представители «Хезболлы» в его руководстве еще не выразили своего мнения по этому поводу. Но уже ясно, что американские части для такой цели не годятся. В арабском мире и, в частности, в самом Ливане их считали и считают «произраильскими», а миротворцы в данном случае должны быть «святее Папы». Не подойдут и французские войска. У Парижа свой интерес к Бейруту и союзников Франции по НАТО, как и Тель-Авив, вряд ли устроит перспектива упреков в использовании миротворцев в пользу одной из конфликтующих сторон. Не исключено, что откажется от такой «чести» и ФРГ. Канцлер Меркель уже не раз сетовала на то, что части Бундесвера разбросаны по всему миру и им пора вернуться домой.
Из Североатлантических государств с мощными и достаточно крупными вооруженными силами остаются Испания, Италия, Польша, Канада, Греция и Турция. Первых два государства из этого списка вряд ли захотят отправить свои войска в Ливан, имея за плечами печальный опыт Ирака. На Польшу могут не согласиться в Тель-Авиве, как и на Турцию. Остаются Канада и Греция. Они, видимо, смогут принять на себя груз миротворческой ответственности, если их поддержат «молодые члены» НАТО - Венгрия, Чехия, страны Балтии. Но вряд ли эти страны «потянут» 15-тысячный контингент. Вооруженные силы восточноевропейских государств достаточно малочисленны, да и в НАТО им поручены, в основном, тыловые и обеспечивающие функции. Инженерно-саперные, ремонтные работы, логистика... Боевых частей, способных выделить по одному-два миротворческих батальона на длительную перспективу с необходимостью ротации через полгода-год, не так много.
Но и это - не главная проблема. Есть еще одно условие, которое ставит Тель-Авив для миротворческих сил, что должны будут разместиться на юге Ливана. По требованию Израиля, они должны будут пропускать через себя израильских коммандос, если те посчитают, что интересы их государства и народа защищены недостаточно хорошо и необходимо нанести удар по отрядам «Хезболлы» за пределами буферной зоны. В таком случае смысл миротворческой операции ООН по поддержанию мира сводится на нет. А операцию по принуждению к миру, как, например, проводили войска НАТО и их союзники в Югославии, проводить тоже нельзя. Совет безопасности ООН не позволит своим миротворцам «играть» на стороне одной из конфликтующих сторон. В таком случае миротворцы сразу же превращаются в оккупантов со всеми вытекающими для себя последствиями. То есть с риском стать жертвой партизанских обстрелов и ударов из засад.
Все эти обстоятельства, как и определение мандата и задач миротворческим силам для юга Ливана, сильно затягивают принятие соответствующей резолюции Совета безопасности ООН. А, значит, кровопролитие по обеим сторонам ливано-израильской границы продлится еще достаточно долго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции