Рейтинг@Mail.ru
"Никчемный "Белгород" - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Никчемный "Белгород"

Читать ria.ru в
Дзен
Вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов недавно вернулся из инспекционной поездки по северу страны. Он посетил ядерный полигон на архипелаге Новая Земля, крупнейший российский центр атомного судостроения «Севмашпредприятие», расположенный в Северодвинске, Архангельской области, где для отечественного Военно-Морского флота строятся новейшие стратегические подводные крейсера 955 проекта класса «Борей - «Юрий Долгорукий»...

Вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов недавно вернулся из инспекционной поездки по северу страны. Он посетил ядерный полигон на архипелаге Новая Земля, крупнейший российский центр атомного судостроения  «Севмашпредприятие», расположенный в Северодвинске, Архангельской области,  где для отечественного Военно-Морского флота строятся новейшие стратегические подводные крейсера 955 проекта класса «Борей - «Юрий Долгорукий». «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Побывал на соседнем с «Севмашем» судостроительном и судоремонтном заводе «Звездочка», где в числе других кораблей проходит глубокую модернизацию по заказу Индии тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который теперь уже назван именем легендарного индийского правителя «Vikramaditya», а еще совершенствуются несколько наших подводных атомных крейсеров класса «Дельфин» («Delta-4» по западной классификации) проект 667БДРМ.

И, пожалуй, самой большой сенсацией его визита на «Севмашпредприятие» стало заявление руководителя военного ведомства, что российский Военно-Морской флот не будет выкупать строящийся здесь и уже готовый практически на 80 процентов атомный подводный крейсер проекта 949А класса «Антей» по имени «Белгород».

-Такие корабли нам не нужны, - сказал Сергей Иванов. - Мы будем искать другие источники финансирования его достройки.

К проекту 949А, если кто-то помнит, принадлежал трагически погибший в водах Баренцева моря 12 августа 2000 года атомный подводный крейсер К-141 «Курск». Он унес с собой жизни 118 моряков и навсегда останется в нашей памяти образцом мужества и стойкости подводников, которые знали, что обречены, но до последнего вздоха не потеряли ни своей силы духа, ни чести, ни человеческого достоинства...

Но не только этим знаменит на русском флоте «батон» (так моряки называют эту субмарину за обводы ее корпуса, очень похожего на булку хлеба). Таких лодок у нас было построено тринадцать. Кроме «Курска» и двух субмарин проекта 949, с девятью отсеками вместо десяти, как на «Антее», уже выведенных в резерв, на Тихоокеанском флоте и на Северном осталось всего десять. Они интересны не только своими размерами - длина 154 метра, ширина 18,2 метра, водоизмещение на глубине 23880 тонн, но и скоростью хода - 33 узла, больше 60 км в час, глубиной погружения - до 500 метров, а так же своим оружием «главного калибра» - сверхзвуковыми крылатыми ракетами 3М-45 комплекса П-700 «Гранит». Их на корабле 24 штуки. Ракета 3М-45 может нести как ядерную боеголовку, мощностью в 500 Кт, так и обычную - фугасную, весом в 750 кг. Дальность ее пуска 550 км, а максимальная скорость превышает 2,5 маха.

«Антей» в народе называют еще «убийцей авианосцев». Он создавался именно для этой цели - уничтожения многоцелевых ударных авианосных групп вероятного противника.  Примерно таких, что сопровождают в походе «Nimitz» (CVN68) или «Ronald Reagan» (CVN76). Хотя, как утверждают различные открытые источники, ракеты проекта 949А  могут успешно бороться и «с кораблями всех других классов в ходе конфликтов любой интенсивности, являясь при необходимости резервом решения стратегических задач в ходе ядерного конфликта». Главное боевое достоинство «Гранита» в том, что он может выстреливаться, как по одиночке, так и залпом. При этом первая и последующие ракеты как бы зависают в воздухе, дожидаясь последней, а потом летят в заданный район стаей, распределяя между собой в автоматическом режиме цели авианосного ордера. Какая и сколько будут поражать сам авианосец, какие - крейсера из его охраны, какие - ударят по фрегатам и кораблям УРО...

Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета 3М-45, а так же высокая помехозащищенность от радиоэлектронных средств борьбы, специальная система отвода зенитных и авиационных  ракет противника обеспечивают «Граниту» при стрельбе полным залпом, как утверждают военные, относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосных соединений. Одна из версий гибели «Курска», которую почему-то обошли официальные источники, назвав ее абсурдной, заключается в том, что сразу же после взрыва на его борту аварийных торпед корабли Северного флота, участвовавшие в тех августовских учениях вместе с К-141 и  слышавшие тот взрыв, по приказу старшего начальника стремительно покинули район трагедии. Никто не мог исключить вероятность самопроизвольного старта «Гранитов» с погибающего корабля. Из-за его удара об грунт или резонанса от торпедного взрыва Ракеты могли уничтожить или сильно покалечить всю находившуюся в море группировку. А когда опасность  этого «самостарта»  миновала, лодку долго не могли найти.

Но вернемся к  заявлению Сергея Иванова. Его слова о том, что «Белгород» больше не нужен российскому ВМФ, видимо, надо понимать так, что отечественные АПЛ больше не станут гоняться за чужими многоцелевыми авианосными группами. Точнее, что такие «узкоконкретные задачи» перед нашими подводниками больше стоять не будут. Те десять «батонов», которые у нас есть, пока, наверное, отправлять в утиль не станут. Лет десять они еще может быть проживут. Не исключено, если найдутся деньги, их попробуют оснастить более мощной и эффективной ракетой, чем 3М-45 «Гранит». Может, с большей дальностью, с более мощной боевой частью, как ядерной, так и фугасной, и более надежно защитой. От РЭБ, зенитных и авиационных ракет. Сделают ее абсолютно неуязвимой. Тем более, что такие ракеты сейчас создаются. Правда, для других лодок. Но о них чуть позже, а сейчас порассуждаем о судьбе  «никчемного «Белгорода».

Ни к чему он только для российского ВМФ, а я знаю и в этом не оригинален - многие наши читатели тоже знают, как минимум, две страны, которые с удовольствием купят у нас атомный подводный крейсер 949А проекта класса «Антей». Это Китай и Индия. У них самих в атомном судостроением дела обстоят неважно. Индийцы несколько лет назад уже брали в аренду нашу субмарину 670 проекта класс «Скат» («Charlie-1» по западной классификации) под бортовым номером К-43 и с восемью твердотопливными противокорабельными ракетами П-40 «Аметист», что могли стартовать, как из-под воды, так и с поверхности, имели максимальную дальность стрельбы 80 км.

ВМС Индии эксплуатировали лодку несколько лет, с 1988 по 1991-й. Назвали ее «Чакра» и присвоили тактический номер S-71. Она у них не вылезала из автономок. Говорят, на ней выросло восемь адмиралов. И многие из служивших на том «Скате» офицеров сегодня занимают ключевые командные посты в индийских ВМС. Свой опыт и знания они пытались вложить в создаваемую на родных судостроительных заводах АПЛ S-2. Но своя атомная субмарина пока не получается. Так что приобрести «Белгород» для них вполне осязаемое желание. Хотя тут есть определенная загвоздка.

Лодку проекта 670 «Скат» мы не продали Индии в 1991 году, хотя они очень просили об этом Москву, по той прозаической причине, что опасались «серьезных упреков МАГАТЭ и других международных организаций в нарушении режима нераспространения ядерных технологий». Сегодня такая ситуация сохраняется, но она уже не абсолютная. США заключили с Индией договор о ядерном сотрудничестве. Законопроект, утверждающий это соглашение, внесен в конгресс и, судя по всему, будет ратифицирован. В том числе и сенатом. В соответствии с этим документом Дели сможет покупать у Вашингтона атомные реакторы и ядерное топливо, хотя и должен будет при этом открыть свои ядерные объекты для международных инспекций и сотрудничать с США в сдерживании экспортеров ядерных материалов. Как только этот законопроект вступит в силу. Москва получит полное право продать своим давнишним партнерам по военно-техническому сотрудничеству ненужный ей сегодня «Белгород».

Правда, тут есть и еще одна «загвоздка». Проект 949А «Антей» нельзя продать на экспорт с противокорабельными ракетами «Гранит». Их дальность пуска, как мы уже говорили, 550 км, а международные ограничения ставят предельную планку экспорта ракет - 300 км. Что делать? Выход простой. В шахты «Гранитов» после небольшой переделки легко помещаются сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «БраМос», которые сегодня выпускает российско-индийское предприятие «BrahMos Airspace Ltd». Их дальность действия вполне укладывается в экспортные ограничения. Более того, «БраМос» поменьше размерами, чем «Гранит» и, следовательно, в модернизированный «Белгород» или, как еще там его назовут индийцы, поместится гораздо больше ракет, чем двадцать четыре...

А теперь, когда мы «устроили» судьбу «никчемного «Белгорода», задумаемся: неужто нам вообще больше не понадобятся атомные подводные лодки со сверхзвуковыми крылатыми ракетами на борту? Да еще и большей мощности, чем «Граниты»? Думаю, понадобятся. Сейчас на «Севмашпредприятии» достраивается АПЛ четвертого поколения 885 проекта класса «Ясень» многофункциональный или универсальный «Северодвинск». Он будет иметь возможность не только бороться с многоцелевыми авианосными группировками, но и с другими субмаринами, а так же поражать сверхзвуковыми крылатыми ракетами цели на берегу на очень приличной дальности - почти в 5000 км. Чуть ли не на стратегической глубине. Основное ракетное вооружение «Ясеня» будет размещено в восьми вертикальных шахтах - пусковых установках. В них могут размещаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс» (24 штуки, по три в каждой шахте), противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а так же перспективные крылатые ракеты с ядерной и неядерной боевой частью. Те самые, что, как и КР стратегического бомбардировщика Ту-160, смогут «стрелять» на пять тысяч.

Есть на лодке и торпедные аппараты калибра 650-мм и 533-мм. Что тоже способны стрелять, как обычными торпедами, так и торпедами с ядерной боеголовкой, а так же ракетами-торпедами и торпедами-ракетами. Но не буду углубляться в тактико-технические характеристики АПЛ, интересующиеся могут почитать о ней в открытой литературе. Такая уже есть. Скажу только, что размерами «Северодвинск» значительно меньше «Белгорода», всего 120 метров в длину и полным водоизмещением в 11800 тонн, а скорость хода у него примерно такая же -  31 узел или 60 км в час.  Нельзя не сказать и еще об одном несомненном достоинстве «Ясеня» - его малошумности. Специалисты утверждают, что по гидроакустической заметности он будет соизмерим или даже превосходить американскую «See Wolf».

Но так это или нет, покажет только практика. Хотя те же источники утверждают, что следующая АПЛ этого класса станет обладать еще большей скрытностью. Поверим им на слово. А о подводных лодках России разговор на этом заканчивать нельзя.

Обладание одним классом АПЛ, как бы мощным и универсальным он не был, не гарантирует надежное решение задачи сдерживания агрессора. И наш ВМФ не зацикливается только на «Ясене». Мы уже упоминали проект 995 «Борей», первый корпус которого «Юрий Долгорукий» должен быть спущен на воду в конце нынешнего года, а вступить в боевой строй в будущем году. На его борту разместятся 12 межконтинентальных твердотопливных баллистических ракет «Булава-30», оснащенных разделяющейся головной частью. Пока нет абсолютно точных данных, шестью ЯБП или десятью ЯБП. Следующие две лодки этого класса будут нести по 16 ракет «Булава». Им добавят еще один отсек, где разместятся четыре «дополнительные» ракеты «Булава», способные преодолеть любую ПРО. Как ту, что создается сегодня, так и перспективную. Планируется, что таких тяжелых подводных стратегических крейсеров, как проект 995, у России будет, как минимум, шесть.

Кроме них, строятся многоцелевые ракетно-торпедные АПЛ. О них пока практически ничего неизвестно. Начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники минобороны контр-адмирал Анатолий Шлемов как-то обмолвился, что «такая подводная лодка позволила бы выполнять задачу обеспечения боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа «Юрий Долгорукий» и решать другие задачи, присущие многоцелевых атомным подводным лодкам». Боевую устойчивость «стратегов», наверное, смогут обеспечивать и дизель-электрические лодки класса «Лада». Одна из них под названием «Санкт-Петербург»  тоже в ближайшее время должна вступить в боевой строй. На остальные, как утверждают большие начальники, выделены деньги. По словам Сергея Иванова, из ассигнуемых на перевооружение армии 4,9 трлн. рублей, 25 процентов пойдут на обновление корабельного состава ВМФ. «Я не могу назвать, по понятным причинам, точных сумм, - сказал он, - но это четверть всех расходов госпрограммы вооружений. Так что считайте, это миллиарды рублей».

Правда, дело не в количестве денег, отпущенных на обновление военно-морского флота, не в количестве кораблей, а в том, как они смогут и смогут ли разумно и эффективно действовать. Не для того, чтобы кого-то пугать своей мощью, а для защиты берегов России, ее экономических зон и национальных интересов в мировом океане. Если каждый класс подводных лодок станет «бегать» отдельно, как одинокий нападающий в команде плохо обученных футбольных мастеров, то ожидать успеха в соревновании с сильными мира сего не стоит. А если одной командой, «стаей», как «Граниты», а еще лучше, с «крышей над стадионом», которой в перспективе, когда появятся деньги и долговременная морская стратегия, может стать многоцелевая авианосная группа (авианосцы, в принципе, существуют не только для демонстрации флага и оказания силового давления на «непокорные страны», а для прикрытия района развертывания стратегических подводных лодок), то о российском ВМФ можно будет говорить, как об Илье Муромце, который, наконец-то, слез с печи  и, поверив в свои силы, стал надежным защитником Руси...

Если такое все же будет, то жалеть о «никчемном «Белгороде», нам, конечно же, не придется. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала