Рейтинг@Mail.ru
Легенды остаются в строю - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Легенды остаются в строю

Читать ria.ru в
В московском кинотеатре «Иллюзион» прошла седьмая ретроспективная программа фильмов легендарного отечественного кинодокументалиста Романа Кармена...

Павел Жданкин, РИА Новости.

В московском кинотеатре «Иллюзион» прошла седьмая ретроспективная программа фильмов легендарного отечественного кинодокументалиста Романа Кармена.

Она рассчитана практически на весь год и приурочена к столетию со дня рождения знаменитого советского кинематографиста. А кинотеатр, который находится в знаменитой высотке на Котельнической набережной,  как нельзя лучше подходит для этой цели. В этом доме Роман Кармен жил многие годы, сюда возвращался после длительных командировок, изъездив почти все страны мира и поработав на всех континентах. Здесь сам показывал свои фильмы. И сегодня люди приходят сюда не для того, чтобы насладиться современными спецэффектами и поесть попкорна, как в обычных мультиплексах, а для того, чтобы погрузиться в атмосферу старых кинохитов, которые остались в золотом фонде мирового искусства, вспомнить свою молодость, которая, кажется, никуда и не уходила.

Прозвучал звонок, и со вступительным словом к собравшимся обратился Генрих Боровик, автор сценария к документальному фильму «Пылающий остров», снятый его соавтором сценария, режиссером и оператором Романом Карменом. Оба знаменитых и талантливых документалиста начинали свою творческую карьеру в журнале «Огонек». Один был корреспондентом международного отдела, другой занимал должность фотокорреспондента. И когда у Генриха родился сын Артем, Роман снимал его первенца. Правда, пленку для этого добыл в «стране всеобщего дефицита», как повод для проверки качества выданного ему для съемки фильма о революционной Кубе содержимого госфильмовских бабин.

- Не могу же я лететь в такую дальнюю командировку, не зная, на что и как буду снимать, - объяснил начальству свою потребность в дополнительных метрах пленки Кармен.

Много добрых слов сказал о Романе Кармене и представитель посольства Кубы в Москве. И это не удивительно, остров свободы, как называли эту страну в советское время, был искренней и непреходящей любовью легендарного кинодокументалиста. Он снял о ней несколько фильмов. Их снова и смогли посмотреть посетители кинотеатра «Иллюзион».

В лентах показаны первые годы революционной Кубы, которая под руководством Фиделя Кастро, преодолевая американскую блокаду, начала строить новую жизнь. Борьба с неграмотностью, строительство домов для жителей гаванских трущоб, открытие новых стадионов... На кинопленке зафиксированы не просто стройки и работающие люди, а волнующая атмосфера первых годов свержения  «капиталистического ига». Показан труд, который был людям в радость, они начали работать на себя и только на себя...

Симпатии Романа Кармена к людям труда объясняются его биографией. Он родился в Одессе. Начал трудиться в раннем детстве. Стал мастером на все руки: оператором, кинорежиссёром, журналистом и сценаристом, хотя свой путь в киноискусстве он начал не с кино, а с фотографии. В сентябре 1923 года на станицах журнала «Огонек» появился первый снимок, подписанный: «Р.Кармен». А вскоре репортером овладела уже другая идея - снять не фоторепортаж, кинофильм. Он сделал это. А первая слава к режиссеру-документалисту пришла в годы национально-революционной войны в Испании. Для того, чтобы поехать в охваченную гражданской войной страну, ему пришлось писать письмо лично товарищу Сталину. На такой мужественный поступок нужно было решиться. Не известно, чем могла обернуться подробная инициатива.

Но Кармену повезло. Его преданность своей профессии буквально подкупила советского диктатора. Разрешение на командировку в Испанию было получено. А за день, проведенный в испанском городке Ирун, оператор Роман Кармен снял такое количество «стреляющего» материала, что пришлось быстро вернуться домой. Через несколько дней на экраны Москвы вышел сенсационный «Выпуск №1. К событиям в Испании». А всего таких выпусков было двадцать два. И все они были с передовой испанской революционной войны.

С первых дней Великой Отечественной Кармен опять на фронте. Он возглавил фронтовые киногруппы Центральной студии документальных фильмов. В бой солдаты шли с автоматами в руках, а операторы - с кинокамерой, как потом  признавался сам Кармен.

«Работали мы камерой «Айно», - рассказывал он. - Теперь это музейная редкость. Тридцатиметровая кассета - минута игрового времени. А чего стоило перезарядить камеру в бою, оберегать ее при этом от пыли и песка. И чтобы ни один осколок не попал в тебя или, не дай Бог, в камеру. Это знает только оператор».

Десятки их не вернулись с фронтов Великой Отечественной. А Роман Кармен был единственным, кто под Сталинградом снял сдачу в плен немецкого генерала Паулюса. Потом того допрашивал маршал Рокоссовский. Снять разговор двух полководцев Кармена пригласил лично Константин Рокоссовский. Кармену доверяли, как ни одному другому журналисту, а это о многом говорит. С Паулюсом Кармен затем встретился еще раз, когда снимал фильм «Суд народов» о Нюрнбергском процессе, на котором судили главных фашистских преступников, а Паулюс там был только свидетелем преступлений нацистов.

На материалах, собранных в годы Великой Отечественной, Роман Кармен совместно с американцами создал фильм «Неизвестная война», который стал настоящим откровением для западного зрителя, почти ничего не знавшего о подвиге советского воина и нашего народа, ставшего главным творцом победы над гитлеровским фашизмом. За свои работы в 1942, 1947, 1952 и в 1960  годах Роман Кармен получил Государственные и Ленинскую премии СССР. Награжден пятью орденами и множеством медалей. Все, что видел объектив его кинокамеры, тогда еще не было историей, как это стало сегодня. Это была современность, рассказывая о которой, не всегда легко можно было расставить акценты, не погрешить против истины. Кармен умел не врать.

Он считал, что биография режиссера и оператора кинохроники неотделима от того времени, от событий, свидетелем и участником, которых ему удалось стать, и когда его спрашивали, что из пройденного важнее, он, не задумываясь, отвечал: «Люди... Люди, живущие не во имя личной славы и благополучия, а люди, выбирающие трудные и опасные дороги. Не будь этих людей, моя жизнь была бы намного беднее».

Главный урок Романа Кармена, который он оставил в наследство нынешним поколениям кинодокументалистов и журналистов, наверняка будет таким: говори правду, рассказывай о своих современниках, об их делах и поступках. И люди никогда не забудут твоей честности и искренности. Именно поэтому легендарный кинодокументалист и сегодня с нами в строю.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала