Автор Гаянэ Сейранян
Агрессия Израиля против Ливана ярко выявила опасные тенденции современной мировой политики, которые заключаются в презрении к суверенитету других стран, в игнорировании международного права, в отсутствии единого подхода к решению конфликтных ситуаций, применении двух и более стандартов в оценке конфликтов.
Анализируя причины широкомасштабной военной операции Израиля в Ливане, невозможно не заметить уверенности (если не сказать наглости), продуманности и хорошей подготовки военных действий, планы которых наверняка были известны (если не разрабатывались совместно) стратегическому союзнику Израиля - США.
Полная поддержка военных акций Израиля против Ливана и на территории Палестины, война в Ираке и постоянные угрозы в адрес Сирии и Ирана показывают, что США не отказались от идеи создания «Большого Ближнего Востока», которую они представили на обсуждение в ходе саммита «восьмерки» в 2004 году. Тогда за полгода взаимных консультаций в рамках «восьмерки» удалось убрать из документа ряд одиозных положений, заложенных госдепом. В частности, выдвижение Ирака в качестве методического эталона по развитию демократии в регионе. Однако оставалось немало того, с чем, в частности, Кремль был категорически не согласен. Так, например, российская делегация возражала против экспорта демократии без согласия на то руководства стран-"импортеров". Также весьма странно выглядело положение о полном финансировании странами "большой восьмерки" программ «демократизации»: подготовку соответственно ориентированных учителей, поддержанию гражданских институтов, «либерализации» СМИ и т.д., и т.п.
В любом случае Ливан не входил в число стран, нуждающихся в экспорте демократии. Это государство с большим стажем существования демократической системы, которая обеспечивала активную работу политических партий и которая прошла проверку страшной разрушительной гражданской войной. Однако географическое положение Ливана по соседству с Сирией и Ираном - двумя странами, независимые позиции которых раздражают США, делает эту страну удобным плацдармом для установления контроля над ними. Единственное, что мешало США осуществить план по размещению своих военных баз в Ливане, - это Хезболлах. Политическая организация, имеющая и военное крыло, которую до войны поддерживали более 20% ливанского населения, а также Сирия и Иран, причисленные США к так называемой оси зла.
Именно инфантильная настойчивость Израиля решать конфликты контрпродуктивными, на мой взгляд, военными средствами позволяет предположить наличие каких-то других целей, отличных от заявленных. Подобные действия лишь способствуют радикализации арабской «улицы», увеличению притока сторонников экстремистских организаций, разрастанию антиизраильских и антиамериканских настроений. Израиль планировал своей военной операцией ослабить политические позиции Хезболлах, внести раскол в и без того неединое ливанское общество. Однако он добился противоположного результата - теперь весь Ливан встал под знамена Хезболлах: и христиане под руководством Мишеля Ауна и главы движения "Марада" бывшего министра внутренних дел Сулеймана Франжье, и сунниты как приверженцы Саада Харири, так и бывших премьер-министров Омара Караме и Селима Хосса, друзы под руководством Таляля Арслана и Виама Вагаба, не говоря уже о шиитской партии «Амаль», возглавляемой спикером ливанского парламента Набихом Бери. Чем дольше длится война и продолжается разрушение страны, тем для большего числа ливанских политиков становится невозможной другая точка зрения, даже для тех, кого никогда нельзя было заподозрить в сочувствии или желании сотрудничать с шейхом Насраллой.
Наблюдаются попытки оправдать действия Израиля требованием о разоружении Хезболлах, выраженным в резолюции СБ ООН №1559. Однако этот предлог представляется достаточно надуманным, поскольку данная резолюция предполагала три пункта: вывод сирийских войск из Ливана, проведение свободных парламентских выборов и разоружение Хезболлах. Первые два пункта были выполнены, и в ливанском обществе шло обсуждение вариантов реализации третьего пункта, которое прервала война. При этом, необходимо отметить, что требуя выполнения этой резолюции СБ ООН, сам Израиль не выполняет практически ни одной резолюции. А по проблеме Ближнего Востока их было принято порядка 50.
Похоже, мир, запуганный атаками террористов, попал в ловушку. Он не может осудить Израиль, поскольку его военные атаки были якобы спровоцированы действиями Хезболлах. При этом почему-то умалчивается, что ранее, в 1989 году, Израиль использовал такую же тактику, захватывая солдат Хезболлах с целью их обмена на своих военнослужащих; что часть территории Ливана - фермы Шебаа - оккупирована Израилем; что военные самолеты Израиля постоянно не просто нарушали воздушное пространство Ливана, а летали над всей его территорией, включая столицу, президентский дворец и пр. Согласно мировой практике, если самолет одного государства без разрешения другого государства вторгается хотя бы на километр в его воздушное пространство, в небо поднимаются эскадрильи истребителей и на цель наводятся зенитные ракеты. Однако ливанская армия слаба, у нее нет зенитных ракет и истребителей, есть только ракеты Хезболлах, которыми сейчас, только после начала агрессии Израиля, забрасывается Хайфа. Но можно ли это считать терроризмом?
Нарушая правила игры на внешнеполитической арене, которым заставляли следовать весь мир, Вашингтон ставит в тупик страны, продолжающие опираться на международное право и уважать суверенитет других государств. Перед саммитом « большой восьмерки» в Санкт-Петербурге США провели массированную «артподготовку» в СМИ, подвергая сомнению правомерность председательства России в клубе «восьми». А когда саммит состоялся, неожиданная агрессия Израиля против Ливана отвлекла внимание общественности от действительно важной встречи глав восьми государств и от решений актуальнейших мировых проблем, вынесенных на обсуждение. В повестку дня пришлось вносить изменения. Растущая мощь таких государств, как Китай, Россия, Индия, в условиях реальной политики подтверждает жизненность идеи многополярности, выдвинутой бывшим премьер-министром России Евгением Примаковым. Однако, похоже, что США не желают смириться с постепенно тающей гегемонией и пытаются постоянно доказывать, что мир продолжает оставаться однополярным. К несчастью, от этого страдают невинные жители Ирака, Ливана, Палестины. Сейчас мир наблюдает, именно наблюдает, не находя сил и ресурсов что-либо изменить, попытку сохранения мироустройства по-американски. Посол Израиля в РФ Аркадий Мил-ман на пресс-конференции в РИА Новости 20 июля утверждал, что после уничтожения Хезболлах будут установлен новый порядок. Таким образом, подтверждая, что цели военной операции выходят за рамки освобождения двух солдат.
Что касается позиции России в этом отношении, то после падения идеологических шор, определявших политику Советского союза, ее внешнеполитическая доктрина стала основываться на прагматизме и отстаивании собственных интересов. В эту сферу входит поддержание тесных и многоплановых отношений со странами Ближнего Востока. Как заявил замминистра иностранных дел РФ Александр Салтанов в интервью июльскому номеру журнала «Дипломат», «с точки зрения нашей национальной безопасности важно, чтобы из района, расположенного в непосредственной близости от российских рубежей, не исходили какие-либо угрозы». Своих целей Россия пытается достигать исключительно дипломатическими средствами и стремится нести мир в регион. Россия является участником квартета по ближневосточному урегулированию, финансово поддерживает ПНА, поднимает ХАМАС на государственный уровень, оказывает активное содействие в решении иракского вопроса на основе единства и территориальной целостности, постоянно контактирует с руководством Сирии, предлагает планы по разрешению ситуации вокруг иранского ядерного досье. По словам Салтанова, в Москве разделяют активно высказываемую арабами точку зрения о том, что навязывание извне «готовых рецептов» - верная дорога к новым, более серьезным проблемам. «Двигаться по пути реформ следует с учетом исторических традиций, в русле культурной и конфессиональной самобытности каждой страны. Именно эту линию Россия проводит в качестве нынешнего председателя в «Группе восьми» в рамках известной инициативы «восьмерки» о партнерстве с регионом Ближнего Востока и Северной Африки», - говорит замминистра. Многонациональная и многоконфессиональная Россия понимает, насколько надуман так называемый «конфликт цивилизаций» и «конфликт ислама и христианства». Ведь в арабских странах, также как и в России, веками мирно сосуществовали и жили в согласии представители разных народов и религий.
Россия, как и многие страны Европы, не считает Хезболлах террористической организацией и требует, чтобы ее признали стороной конфликта. (Кстати, неясно, почему Хезболлах признана террористической организацией в США. Ведь эта организация никогда не совершала терактов на территории США. Да и вообще можно сказать, что она не совершала терактов, поскольку она ведет войну против оккупации и обороняет страну на границе).
«Антитеррористическая» операция Израиля в Ливане уносит значительно больше жизней мирного населения, чем «террористов». Ее скорее можно сравнить с вылазками террористов, которые обычно приводят к уничтожению ни в чем не повинных мирных людей. Россия занимает по отношению к этому конфликту твердую и последовательную позицию, требуя немедленного прекращения огня и начала переговоров между сторонами конфликта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции