Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
Ливанский городок Кана, что в 10 километрах к востоку от Тира, был избран судьбой, чтобы претерпевать испытания трагедиями с поразительной регулярностью.
Десять лет назад здесь случилась Канская бойня. Так в Ливане именуют обстрел артиллерией Израиля базы ООН, где нашли себе приют беженцы с юга страны. Тогда погибли 107 мирных ливанцев, более 100 были ранены, мир ужаснулся диспропорциональной и слепой - не различающей вооруженного врага и мирного жителя - жестокости Израиля.
С тех пор лидеры еврейского государства, похоже, ничему не научились. Утром в минувшее воскресенье израильский бомбардировщик превратил здесь в щебень трехэтажный дом, лишив жизни по меньшей мере 57 ливанских беженцев, из них 27 детей. Канская бойня-2 объясняется израильскими властями точно так же, как и первая: извините, это трагическая случайность, у атаки была военная цель, но, увы, эта проклятая «Хезболлах» использует жителей, как человеческий щит...
Между тем расследование ООН, завершившееся в мае 1996 года, неопровержимо доказало: трагедия не могла быть случайной ошибкой, как настаивал Израиль. Было установлено, что над базой ООН в Кане тогда барражировали израильские вертолеты и беспилотный самолет-разведчик, координировавшие огонь. Кроме того израильская артиллерия использовала взрывающиеся в воздухе шрапнельные бомбы, специально предназначенные для массового поражения людей.
У меня мало сомнений, что расследование Канской бойни-2, как и гибели четырех наблюдателей ООН 27 июля, тоже найдет немало подтверждений преднамеренности действий если не правительства, то генералитета Израиля. Отчаянные телефонные звонки офицеров ООН израильскому командованию с просьбой прекратить бомбежки станут первой уликой будущего обвинения.
К сожалению, эти исторические параллели и выворачивающие душу подробности вызывают пока политическую реакцию преимущественно на эмоциональном уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан не подал руку израильскому послу. Премьер Ливана Фуад Синьора отказал во встрече госсекретарю США Кондолизе Райс: нам не о чем говорить с ней, если только она не привезет соглашение о прекращении огня.
Но она пока не привезет. Соединенные Штаты стремятся дать израильским бомбардировщикам и спецназу еще минимум 10-14 дней, чтобы сокрушить военную структуру «Хезболлах». Соответственно, в последней резолюции СБ ООН, принятой под строгим взором американского представителя Джона Болтона, нет даже упоминания о немедленном прекращении огня, зато подчеркивается важность условий «долгосрочного и устойчивого перемирия» - эвфемизм США и Израиля для продолжения ливанской бойни.
Можно было бы, конечно, заметить, что теоретически невозможно вырезать из Ливана политическое и социальное движение «Хезболлах», охватывающее, по самым скромным оценкам, 40 процентов населения страны. Нельзя же вырезать из человека 40 процентов его плоти и всерьез уповать, что он останется жив. Показательно, что в воскресенье Фуад Синьора выразил благодарность шейху Хасану Насралле, лидеру «Хезболлах», за подвиги тех, кто, как он выразился, жертвует своими жизнями ради независимости Ливана.
Можно было бы также обратить внимание, что одна из лучших в мире армий - израильская - третью неделю топчется на ограниченном клочке ливанской территории. Она не в силах преодолеть сложную систему блиндажей, подземных ходов и прочей военной инфраструктуры, созданной за годы затишья боевым крылом «Хезболлах».
Можно было бы также поразиться параллелям между войной США в Ираке и войной Израиля в Ливане. Слепая контрпродуктивность того, что представляется и там, и тут борьбой с терроризмом, на самом деле генерирует этот терроризм в глобальных масштабах. И возбуждает ненависть араба, где бы он ни жил, к человеку другой веры и другой степени смуглости. Это понимают, в частности, видные политики и деятели искусства Британии, обратившиеся к своему премьер-министру с открытым письмом: «Руководимое вами правительство изолировало Британию от остального мира по вопросу Ирака, и мы отказываемся поощрять повторение этой катастрофической внешней политики.»
Можно было бы развить все эти тезисы, но вряд ли они возымеют действие на Вашингтон, от позиции которого во многом зависит сценарий израильско-ливанской войны, уже унесшей около тысячи невинных жизней. Однако американская администрация, как и все международное сообщество, уже не могут игнорировать два важнейших, на мой взгляд, соображения.
Во-первых, Канская бойня-2 резко меняет приоритеты миротворчества. Масштабы человеческой трагедии теперь не оставляют выбора дальнейших действий: только немедленное, сиюминутное прекращение огня. Не случайно фразеология самого близкого единомышленника Джорджа Буша - Тони Блэра резко изменилась. В совместном заявлении с канцлером ФРГ Ангелой Меркель британский премьер признает: «Трагические события, происшедшие сегодня (жертвы в Кане), подчеркивают необходимость прекращения огня как можно скорее». Правда, признать это стоило бы еще две недели назад.
И второе. Ливано-израильский конфликт вновь обострил противостояние Нового и Старого Света, смягчившееся со времен иракской войны. Израиль вбивает в отношения США и Европы ливанский клин. Фактический отказ Вашингтона обуздать своего ближневосточного союзника вызывает возмущение в европейских столицах и порождает опасения чиновников и населения: а не взорвутся ли вновь мятежами мусульманские общины на городских окраинах Европы?
Две тысячи лет назад Иисус Христос избрал городок Кану, чтобы совершить здесь одно из своих библейских чудес - превратить воду в вино. Сейчас здесь все превращается в кровь. Мировому сообществу нужно собрать в эти дни воедино все свои возможности для нового свершения: превратить 48-часовую паузу, объявленную Израилем, в длительное прекращение огня. Политическую формулу урегулирования нельзя выбить бомбами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции