Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий - РИА Новости.
События в Кодорском ущелье всю минувшую неделю развивались по сценарию эскалации. Грузинские вооруженные силы вошли на территорию, являющуюся закрытой для них согласно соглашению 1994 года, которое устанавливает режим проведения миротворческой операции. Тбилиси уже заявил о возможности размещения в регионе абхазского правительства в изгнании. Этот своеобразный «теневой кабинет» представляет этнических грузин, которые были вынуждены покинуть Абхазию в результате спровоцированной и Э. Шеварднадзе и неудачной для центральных властей страны кровопролитной войны начала 90-х.
Вначале о поводе, который вызвал такое развитие событий. Эмзар Квициани - типичный полевой командир, которому слабый режим Эдуарда Шеварднадзе делегировал административные функции в Кодорском ущелье - отказался подчиняться центральной власти в Грузии. Сейчас в Тбилиси его обвиняют в том, что этот военный лидер, контролировавший район расселения сванов (народности, населяющей ущелье), вступил в сговор с абхазскими лидерами, которых грузинское руководство иначе, как сепаратистами, не называет. Возможно, что своя логика в этом есть. Когда люди в течение долгих лет находятся в ситуации противостояния и при этом контроль центра за защитниками пограничья недостаточен, то постепенно острота конфликта снижается, появляются точки соприкосновения, которые невозможно наладить чиновникам, живущим вдали от границы и, как следствие, куда более воинственно настроенным. Однако еще более очевидно, что причина столкновения интересов президента Михаила Саакашвили и недавнего грузинского чиновника Квициани носит сугубо внутриполитический характер.
Резоны Квициани понятны. Он привык к вольной жизни в своем регионе, где его влияние до последнего времени было незыблемым. Сваны живут в значительной степени по правилам традиционного общества и признают авторитет как своих старейшин, так и «военных вождей». Другое дело, что если авторитет старейшины является достаточно стабильным, то «военного вождя» оценивают по степени его успешности. Именно поэтому население ущелья поддерживало Квициани, пока он был способен договариваться о компромиссах с центральными властями, и дистанцировалось от него, когда речь зашла о прямом конфликте с Тбилиси.
Для Саакашвили силовое решение кодорского вопроса было тем более важно, так как ему надо демонстрировать избирателям - в условиях приближающихся парламентских и президентских выборов - успехи в деле наведения порядка в стране и восстановления ее территориальной целостности (аджарский успех уже стал частью истории, а установить контроль над Абхазией и Южной Осетией Грузии не удается). Саакашвили необходимо показать свою дееспособность как собственным гражданам, так и Западу, на который он продолжает ориентироваться. Кроме того, Сванетия может быть успешным полигоном для реализации тактики Саакашвили, которая ранее продемонстрировала свою слабую эффективность в Южной Осетии - массированные социальные программы, гуманитарная помощь для жителей. Если осетины восприняли подобные действия как банальную попытку подкупа, то жители Сванетии не столь негативно относятся к Тбилиси и могут позитивно воспринять жесты грузинского правительства.
Кроме того, для грузинского президента стратегически важно закрепиться хотя бы на небольшой части абхазской территории. Это можно использовать как в пиаровском контексте, так и для создания вполне реального плацдарма для возможного вооруженного вторжения в Абхазию. Не случайно, что абхазская сторона вполне серьезно восприняла эту угрозу и, в свою очередь, заявила, что оставляет за собой право не допустить размещения в Кодорском ущелье «марионеточного правительства».
Каковы могут быть результаты противостояния в Кодоре? Начнем с того, что нелегитимный характер военного присутствия Грузии в ущелье признают не только Абхазия и Россия, но и представители ООН, которые выполняют функции наблюдателей за ходом миротворческой операции. Если Россию в Тбилиси считают покровительницей Абхазии (и, следовательно, ангажированной стороной), то ООН выступает здесь заведомо в роли «честного брокера», который равноудален от всех сторон и следит за выполнением буквы достигнутых соглашений, которой последние действия грузинских властей явно противоречат.
Поэтому, скорее всего, Саакашвили придется умерить свою активность в данном конкретном вопросе - если, конечно, он не захочет иметь серьезные проблемы с международным сообществом. Другое дело, что после установления контроля над Кодорским ущельем грузинские власти (и, особенно, «партия войны», лидером которой считается министр обороны Ираклий Окруашвили) будут еще активнее добиваться того, чтобы формат миротворческих операций в Абхазии и Южной Осетии был изменен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции