НАГПУР, ИНДИЯ, 30 июл - РИА Новости, Лариса Саенко. В воскресенье Индия отмечает один из самых древних и загадочных праздников - Наг-панчами, день поклонения не только богам в "змеином облике" или потомкам загадочного древнеиндийского племени "нагов" - людей-змей, но также обычным кобрам и гадюкам.
"Можете называть наш край змеиным уголком - это правда", - согласно говорят обитатели Нагпура, в буквальном переводе означающем "змеиный город", выстроенного на берегах "змеиной реки".
Нагпур - центр Видарбхи, одного из самых глухих районов Индии на севере штата Махараштра, хотя и расположенного прямо в сердце субконтинента. Небольшая стела в центре городка, установленная еще британцами, гласит, что именно в этой точке расположена нулевая миля, откуда расходятся основные магистрали на все четыре стороны Индии. Четыре каменных коня с развевающимися гривами выражают полную готовность скакать на север до Нью-Дели, на юг до Ченнаи, на запад до Мумбаи, и на восток - в Калькутту.
"Есть много версий о названии нашего города, и эта, "змеиная", вполне имеет право на жизнь", - говорит Хемендра Кумар из Научного центра Нагпура.
Экзотический праздник почитания змей Наг-панчами здесь празднуется особенно широко. Местные жители делают щедрые подношения статуям богини Наги, а также выносят угощения змеям - молоко на блюдечках и сладкий рис.
"Впрочем, в городе теперь мало кто приносит домой кобр из джунглей - департамент лесного хозяйства строго запрещает и "зеленая" полиция не дремлет", - рассказывает Санджит, местный моторикша.
Конечно, по обычаю он также, как и его предки выносит на ночь молоко в блюдечке, желая потрафить всесильной богине Наги, но надеется, что настоящие змеи не сползутся на его угощение.
Зато в каждом селе обязательно устанавливается статуя богини Наги в виде огромной кобры с раскрытым капюшоном. Деревенская беднота в день Наг-панчами воздает особые почести змеям, которые в индуизме считаются прародителями низших каст. В удаленных деревнях отловленных накануне змей в корзинах или кувшинах с почестями проносят по главной улице, задабривая их молоком и крысами. Это самый удачливый день и для заклинателей змей, которые бродят от дома к дому, собирая дань.
"Когда-то здесь жило много заклинателей змей. Но люди из племен прогнали их отсюда. Лет эдак двести-триста назад", - уверяет Санджит.
Засухи или наводнения, падеж скота или вспышка болезни - по традиции все бедствия окрестностей списываются на "злые чары". Некогда беднейшая каста заклинателей змей теперь стала умирающей профессией.
"Столетиями вырубались джунгли в окрестностях Нагпура, иссушали болота под поля земледельцев - и теперь у нас немного змей. А их заклинатели, воспользовавшись предоставленными правительственными квотами, смогли получить образование и другие профессии", - говорит Кумар.
Тем не менее в самом Нагпуре Наг-панчами празднуется с особым размахом - не только как дань древней традиции, но и по политическим мотивам. Ведь именно здесь гуру Амбедкар призвал низшие касты неприкасаемых принять буддизм, провозгласив равенство всех людей вне зависимости от происхождения. Тысячи его сторонников назвали себя махарами, последователями новой религии, впрочем, не отказавшись полностью от почитания индуистских божеств.
Вот и в доме Санджита в специально оборудованном святилище в стенной нише мирно соседствуют скульптурки Будды и слоноголового Ганеши, портрет гуру Амбедкара и свирепой богини Кали - все они украшены иссохшими цветочками. Санджит воскуривает благовонную палочку и прикладывает ладонь ко лбу, истово демонстрируя веру во все наивысшие силы. Зато при встрече с представителями "чистых" каст непокорный махар в знак приветствия говорит "Джай Бхим!", то есть "да здавствует Бхимрао Амбедкар", почитаемый здесь наравне с Буддой.
Почему-то именно Нагпур подарил штату немало духовных лидеров, пытавшихся соединить воедино различные религии. Здесь есть уникальный храм, где культ объединил исламские и индуистские традиции. По ветру реют двухцветные флаги - полоса зеленого цвета ислама сменяется красным цветом индуизма. Бородатые мужчины в мусульманских белых тюбетейках, и простоволосые женщины, сидя на полу, читают немудреные молитвы, составленные их гуру. А во дворе здания, сооруженного в виде мечети, дымит святой очаг - жрец помахивает веником и жестами рекомендует опустить в дым лицо, вдыхая благодать.
"Индийцы не отрекались от старых верований и не отвергали ни одну из новых религий, создавая собственный сплав - в этом наша особенность. Бог во всем. И в человеке, и в змее", - говорит ученый Кумар.
Когда-то еще в доарийские времена здесь жили люди племени Нагас, почитающие культ змей. Традиция плавно перекочевала в более поздний индуизм, где змей занял свое далеко не последнее место среди сотен тысяч богов, которым поклоняются индусы,
Впрочем, жителям "змеиного края" присуще не только поклонение богам, но и обостренное чувство справедливости. В 1994 году 25 тысяч человек племени говари промаршировали по Нагпуру, требуя предоставить им государственные квоты на работу и образование, которые уже были выделены другим племенам и низшим кастам. Более 120 из них погибли в тот день в столкновениях с полицией, однако говари добились расширения прав для себя и более мелких племенных общин.
А несколько лет назад Нагпур попал в хроники мировых агентств благодаря действиям эскадрона местных феминисток. Отчаявшись найти справедливость в судах, они чинили собственную расправу над бандитами, насильниками и убийцами, причем, нередко прямо в зале суда после вынесения "несправедливого" или оправдательного приговора. Примечательно, что от рук нагпурских суфражисток пал известный главарь местной мафии Акку Ядав, безнаказанно вершивший жестокие и циничные преступления в "городе змей". Все в соответствии с традицией - мифические красавицы нагини нередко выходят замуж за "земных", сохраняя свой неистовый дух, гласят предания.
Огромная каменная кобра распахнула пасть над входом в местный "дом чудес" - Джааду Махал, построенный "самым великим магом Нагпура" Сунилом Бхавсаром. На стене раскинул лапы гигантский железный паук, фасад небольшого странноватого здания среди окраинных трущоб украшают "череп и кости". Говорят, что это особое магическое место. Иногда по воскресеньям в опустевший после смерти мага дом приходит его ученик демонстрировать людям чудеса, перенятые от знаменитого чародея. Никто не знает ни имени ни адреса любимого ученика Бхавсара.
"Если бы вы посетили этот сеанс, ваше представление о мире перевернулось бы", - уверяет вышедший к калитке мужчина мрачноватого вида с темными кругами под глазами и заметно выступающими резцами.
Входной билет на магический сеанс способен поразить не менее ожидающих вас "чудес" - 5 рупий, что в переводе означает один российский рубль! Даже в местный ботанический сад вам придется заплатить за вход в три раза дороже.
Светские власти пытаются бороться с суевериями и предрассудками методом народного просвещения. С этой целью в Нагпуре разбит так называемый научный парк, где демонстрируются и объясняются "чудеса".
"Надо приложиться губами к губам вот этой богини и что-нибудь сказать. А если одновременно приложить ухо к губам другой богини, стоящей вон там, далеко, то вы услышите то, что говорит ваш спутник", - неторопливо объясняет экскурсовод.
"Научный" фокус не удается - отверстие во рту бронзовой богини-двойника не доносит никаких звуков
"Между статуями проложена полая труба, с помощью которой можно передавать информацию. Такой трюк использовался во многих храмах мира. Но просто наша труба засорилась", - невозмутимо продолжает экскурсию гид. Добрая половина экспонатов, объясняющих "чудеса" с материалистической платфоры, уже не работает - поломалась или заржавела. Зато неподалеку у ворот небольшого храма сидит местный астролог.
Долго изучая линии ладони усатого детины и беседуя по душам, астролог в завершение предлагает купить сверкающий сиреневый камешек, сутки поносить, а затем стереть в порошок и выбросить за ворот - вместе со всеми проблемами. К прорицателю стоит небольшая очередь.
Днем "змеиный уголок", обозначенный в местных путеводителях как "пуп" Индии, оживлен. Небольшой ресторанчик,пристроенный едва не вплотную к каменногривым коням на нулевой миле, заманивает посетителей "индийской, китайской и европейской кухней". Красотки в сари с миндалевидными глазами на рекламных щитах нахваливают товар местного мыловаренного завода. Напротив - полные сдержанного достоинства баннеры глобальной компьютерной IBM. Цепочки велосипедистов уступают дорогу сверкающему новому джипу "Тойота", а возле недавно построенного первого супермаркета побираются нищие.
"Вы перепутали, это не центр Индии, а центр всего мира!", - кричит рикша, с разбегу вскакивая за руль своей "мотодрыжки", которая не заводится с места.
Может быть он и прав. Индуистские легенды утверждают, что мир покоится на голове гигантской тысячеглазой кобры.