116 лет назад (1890) покончил жизнь самоубийством Винсент Ван Гог, голландский живописец, представитель постимпрессионизма
В 1869-1876 годах Ван Гог служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 году - учителем в Англии. Изучал теологию, в 1878-1879 годах был проповедником в шахтерском районе Боринаж (Бельгия); защита интересов шахтеров привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-х годах обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе и Антверпене, с увлечением рисовал шахтеров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов («Крестьянка», «Едоки картофеля»), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности.
В 1886-1888 годах Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, произведения Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», «Холм Монмартр», «Папаша Танги»). В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Художественный темперамент, порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро»), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе»). Динамика цвета и мазка наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей («Красные виноградники в Арле»), но и неодушевленные предметы («Спальня Ван Гога в Арле»).
Напряженная работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения - от исступленного отчаяния («Дорога с кипарисами и звездами») до трепетного чувства просветления и умиротворения («Пейзаж в Овере после дождя»). Творчество Ван Гога отразило сложнейший переломный момент в художественной культуре конца XIX века, мучительные поиски художником духовных нравственных ценностей, определившие экспрессию и трагический пафос его работ, особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма.
150 лет назад умер Роберт ШУМАН, немецкий композитор и музыкальный критик, выразитель эстетики немецкого романтизма
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Цвиккау (Саксония). Первые уроки музыки брал у местного органиста. В десятилетнем возрасте начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля. Настроения и образы этой романтической литературы впоследствии отразились в его музыкальном творчестве. В 1828 году поступил в Лейпцигский университет, в следующем году перешел в университет Гейдельберга. Шуман предполагал стать юристом, но музыка все более привлекала юношу, и успехи в фортепьянных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. В 1834 году он основал одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий - «Новый музыкальный журнал», который в течение нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя - Клару Вик, выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840 года. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен). Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.
Он продолжал сочинять и преподавать, а с 1850 по 1853 год руководил концертной жизнью Дюссельдорфа. Однако в 1854 году, после обострения душевной болезни, Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 года. Шуман - один из ярких представителей романтического искусства XIX века. Его произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Шуман вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Большая часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к числу высших достижений Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Шумана для фортепьяно, как «Симфонические этюды», «Фантазия», Концерт для фортепьяно с оркестром. Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» «Детские сцены», «Альбом для юношества». В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Шуберта. Наиболее популярный из вокальных циклов- «Любовь поэта» на стихи Г.Гейне, «Если б цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни».
Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А.Шамиссо. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г.Гейне). Шуман - автор трех струнных квартетов, фортепьянных трио, фортепьянного квартета и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета, а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора. Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX века. Его высоко ценили Ф.Мендельсон, Г.Берлиоз, Ф.Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский, Г.А.Ларош, деятели «Могучей кучки».
25 лет назад (1981) в соборе Святого Павла в Лондоне состоялось бракосочетание принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер
29 июля 1981 года - в день бракосочетания Дианы Спенсер и принца Чарльза - началось ошеломляющее превращение застенчивой воспитательницы детского сада (младшей дочери графа Спенсера) в леди с безупречным вкусом. В свадебном платье от британских модельеров Дэвида и Элизабет Эммануэль невеста была похожа на сказочную фею. Юная, красивая, она выпорхнула из золотой кареты и проследовала по красной ковровой дорожке в собор Святого Павла. Следом тянулся усыпанный жемчугом шестиметровый шлейф. Триумфальным шествием в Вестминстерском аббатстве любовались 750 миллионов телезрителей. Повседневный гардероб 19-летней принцессы был не столь роскошен. Как того и требовали традиции королевского двора, он не выходил за рамки традиционной аристократической моды, безнадежно отставшей от современных тенденций. Но даже консервативные вещи супруга принца носила с королевским достоинством.
Ей старались подражать. Модницы всей планеты, вдохновленные примером леди Ди, полюбили гофрированные блузы, прямые платья, юбки в стиле Лоры Эшли, вельветовые брюки для верховой езды и твидовые жилеты, платья с заниженной талией и крупными моряцкими воротниками. Принцесса демонстрировала безупречный английский вкус и идеальное чувство меры: если бриджи, то не слишком экстравагантные, если короткая юбка, то никак не мини. Когда модные журналы обвинили Диану в унылом консерватизме, она призвала на помощь известных английских кутюрье Брюса Олдфилда и Катрин Уолкер.
Они превратили Диану в стильную, великолепную, блистательную суперзвезду. От ее нового образа веяло свежестью и современностью. Принцесса Уэльская вышла за рамки древних традиций британской монархии, но была столь изысканно-элегантной, что очарованная общественность закрыла на это глаза. Судьба леди Дианы многим напоминала сказку о Золушке, хотя, в отличие от сказочной героини, ее история завершилась трагически. В сентябре 1997 года в кабинете Уолкер раздался звонок: Пол Баррел, дворецкий принцессы, попросил модельера создать последний наряд для «королевы сердец» - платье, в котором похоронили Диану. «Это был самый печальный момент моей жизни», - призналась Катрин. Несколькими месяцами раньше леди Ди, будто предчувствуя что-то, заявила: «Одежда уже не так необходима для моей работы, как раньше», и без сожаления продала с аукциона в Нью-Йорке самые прекрасные свои туалеты. Вырученные три миллиона долларов были перечислены на благотворительность.
6 лет назад (2000) взорвана последняя штольня Семипалатинского ядерного полигона (Казахстан)
Семипалатинский ядерный полигон был создан по решению Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года. Место для него было выбрано в районе реки Иртыш, в 170 километрах западнее Семипалатинска. Полигон раскинулся на территории трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской. В 1949 году на полигоне впервые было испытано ядерное оружие. 12 августа 1953 года было проведено испытание термоядерного оружия, а 22 ноября 1955 года мир узнал о сверхмощной советской водородной бомбе, которую создал академик А.Сахаров. Наземные взрывы производились до 1962 года. С 1963 ядерные испытания были перенесены под землю на площадки Балапан и Дегелен. Последний взрыв на территории полигона был произведен 19 октября 1989 года. С 29 августа 1991 года Семипалатинский полигон указом президента Казахской ССР Н.Назарбаева именуется как бывший. В 1995 году на нем было уничтожено последнее ядерное устройство. В апреле 1996 года Национальный ядерный центр Казахстана и Агентство по ядерной безопасности при Министерстве обороны США подписали соглашение, в соответствии с которым казахские и американские специалисты приступили к ликвидации туннелей и штолен, в которых проводились испытания. Проект был завершен 29 июля 2000 года - была взорвана последняя штольня Семипалатинского ядерного полигона.
48 лет назад (1958) в Москве открыт памятник В.В.Маяковскому
29 июля 1958 года на Триумфальной площади в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому. После того как закончилась официальная часть торжеств, включавшая в себя и «литературный концерт» с участием известных советских поэтов, чтение стихов Маяковского (и своих собственных) «в неофициальном порядке» продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанно возникший поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали регулярными. Поэтические сходки на площади Маяковского (так с 1958 года стала называться Триумфальная площадь) быстро приобрели характер литературной фронды в силу того единственного обстоятельства, что они не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи, которые читали их участники, не подвергались никакой предварительной цензуре.
Позднее «у Маяковского» зазвучали уже не только чисто поэтические выступления: молодежь начала дискутировать на философские и исторические темы, обсуждать текущие политические события. Время от времени случались и политические выступления оппозиционного характера. На площади завязывались знакомства, формировались кружки - не только литературные, но и политические. Многие из тех, кто принимал участие в сходках, стали впоследствии известными диссидентами. На площади бывали Юрий Галансков, Владимир Осипов, Владимир Буковский и другие, чьи имена вошли в историю становления независимой общественности в России. Власти неоднократно пытались пресечь «несанкционированные сборища». Сходки разгонялись милицией и дружинниками, их участников задерживали, сообщали об их «антиобщественном поведении» по месту учебы или работы. Однако окончательно прекратить встречи удалось лишь в начале 1960-х годов, когда трое активистов «Маяковки» - Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн были арестованы КГБ и осуждены за «антисоветскую пропаганду».
32 года назад (1974) по приказу председателя КГБ СССР Ю. Андропова создана группа «Альфа» для борьбы с терроризмом
29 июля 1974 года распоряжением председателя КГБ СССР Юрия Андропова для проведения специальных операций была создана группа «А» Службы охраны дипломатических представительств 7-го Управления КГБ СССР. Ее целевое назначение - борьба с терроризмом и другими особо опасными экстремистскими проявлениями, связанными с захватом заложников, транспортных средств, режимных объектов, дипломатических представительств как на территории СССР, так и за рубежом. Решение о необходимости иметь в структуре органов безопасности специальную группу по борьбе с терроризмом принималось на уровне Политбюро. Командиром группы был назначен Герой Советского Союза майор Виталий Бубенин. Вновь созданная структура имела шесть региональных подразделений в городах Минске, Киеве, Краснодаре, Алма-Ате, Свердловске и Хабаровске.
Группа кандидатов в спецподразделение формировалась из сотрудников территориальных органов КГБ, имевших стаж оперативной работы не менее трех лет и годных по состоянию здоровья для полетов в космос. Они должны быть эмоционально уравновешенными, оптимистично настроенными, способными сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях, не бояться воды, замкнутого пространства, темноты и огня любой интенсивности. Когда первичные испытания пройдены, офицер-кандидат становится курсантом и проходит полный курс подготовки для службы в спецподразделение. Группа «А» получила в дальнейшем известность как группа «Альфа». Боевым крещением «Альфы» стал знаменитый штурм дворца Амина (Кабул) 27 декабря 1979 года. С внешней стороны укрепленное здание обороняли несколько танков. Внутри находились около 300 человек - отборная, хорошо натренированная охрана. И все-таки подразделение «Альфы», численность которого была в десятки раз меньшей, сумела захватить дворец. Потеряли лишь двух офицеров, что говорит о высочайшем уровне подготовки. После распада СССР и реорганизации КГБ «Альфа» на несколько лет была передана в подчинение Федеральной службы охраны и получила дополнительные функции по охране высших лиц в государстве. В 1995 году группа антитеррора возвратилась в структуру антитеррористического подразделения ФСБ. С тех пор «альфовцы» не раз подтверждали свой профессионализм.