Бывший посол России в Ливане и других странах ближневосточного региона, Председатель общества дружбы, деловых и культурных связей России с Ливаном, профессор Олег Пересыпкин отвечает на вопросы РИА «Новости».
- Как Вы оцениваете нынешний всплеск насилия и эскалацию израильско-ливанского конфликта?
- С большим беспокойством и горечью. Ведь Ливан во многом благодаря деятельности погибшего в результате покушения премьер-министра Рафика Аль-Харири только-только поднялся из руин после гражданской междоусобицы. Он переживал подъем и стал играть заметную роль в ближневосточном сообществе и мировом сообществе в целом. У меня создается впечатление, что Израиль, который своими ударами разрушает производственную, транспортную и жилую структуру Ливана преследует не только политические, но и определенные экономические цели.
После событий трагических 11 сентября 2001 года на Западе много стали рассуждать о проблемах терроризма и зачастую слишком свободно манипулировали терминами «терроризм и экстремизм», использовали их чуть не как синонимы принадлежности к арабскому, мусульманскому миру. В этой атмосфере владельцы арабских капиталов, размещенных в экономике США, почувствовали определенный дискомфорт. Их капиталы стали переливается в другие места, в частности в Ливан, где существует развитая финансово-банковская система и хорошие условия для работы.
Ливан в последние годы расцвел, в том числе за счет арабских капиталов нефтяных стран и стран Персидского залива, переведенных из США, а также частично из Европы. Теперь куда могут пойти эти капиталы из разрушенного Ливана? Конечно, в другие, более спокойные страны.
Ущерб не только экономический. Страна Кедра испокон веков, еще с финикийских времен, была перекрестком различных цивилизаций и культур. Хочу отметить, что она с точки зрения интеллектуального потенциала сегодня в авангарде в арабском мире. У нее большой отряд современной интеллигенции.
Престиж образования здесь, как нигде чрезвычайно высок. К примеру, признано, что в каждой ливанской семье самые большие траты - это расходы на образование и обучение. Любой выпускник средней школы, как правило, помимо родного арабского хорошо владеет двумя иностранными языками: английским и французским.
Сейчас после нанесения ударов, уничтожения мостов, дорог, других жизненно важных объектов население стало покидать страну. Кто же, прежде всего, уезжает? Это - представители академических профессий, высокообразованные люди, врачи, специалисты, преподаватели, управленческие и административные кадры. То есть, мозги Ливана.
- Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы остановить деградацию ситуации в Ливане?
- Я согласен с существующим мнением о необходимости немедленного прекращения огня и военных действий и начала урегулирования. Я считаю, что проблема движения «Хизбаллы», это, прежде всего, проблема политическая. И надо решать ее политическими методами.
Хочу подчеркнуть, что в резолюции 1559 Совета Безопасности ООН три основных пункта: вывод сирийских войск, проведение свободных выборов и разоружение «Хизбаллы». Первые два пункта уже выполнены, остался третий. Я часто бывал в последние годы в Ливане и был свидетелем политической активности по этому поводу. В стране проводились переговоры, круглые столы и дискуссии на эту тему. То есть страна была где-то готова решить и этот вопрос.
Тем не менее Израиль воспользовался похищением двух своих солдат как поводом для проведения такой мощной операции. Меня удручает то, что под ударами, наносимыми по Ливану, его экономическим и прочим структурам, он может покатиться вниз, до уровня отсталой страны типа Сомали.
Остается пожелать ливанцам в эти трудные для них дни терпения и еще раз терпения. Уместно здесь привести слова известной в Ливане поэтессы Надии Туэйни «Бейрут тысячу раз умирал и тысячу раз возрождался».