Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Ясно, что любая вещь, которая хоть чуть-чуть технологически сложнее стальной болванки, может сломаться. О ракетной технике и говорить нечего. Тем не менее, ночная авария 26 июля боевой ракеты МБР РС-20 «Воевода» (SS-18 «Сатана») в варианте носителя «Днепр» волей не волей заставляет призадуматься о целесообразности конверсии МБР. Во всяком случае, сегодня.
Стартовавшая в полночь ракета не пролетела и двух минут, когда произошло аварийное выключение двигателя первой ступени. Носитель рухнул примерно в 190 км от космодрома Байконур, уничтожив 18 малогабаритных спутников, созданных студентами России, США, Италии, специалистами Белоруссии и Колумбии. Кроме представителей университетских студенческих центров за стартом наблюдали президент Белоруссии Александр Лукашенко и руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
Идея конвертировать боевые стратегические ракеты приобрела вид устойчивого намерения в 1993 г. после подписания Договора СНВ-2, согласно которому Россия должна снять с боевого дежурства значительную часть своих ракет наземного базирования. В частности, действительно уникальные в боевом отношении МБР РС-20.
Казалось бы все просто и логично. Вместо дорогостоящей программы утилизации, которая никак не обошлась бы без американских денег, избавляться от ненужного теперь железа можно просто «отстреливая» ракеты. Причем, с тройной выгодой: и Договор выполняется, и престиж страны укрепляется, и денег на коммерческих запусках еще можно заработать. Плюс ко всему подчеркивалось, что на созданную в украинском КБ «Южное» РС-20 можно потратить всего 100 000 долл., и она превратится в первоклассный носитель.
Но то, что получилось у Шарля Перо в «Золушке» не годится для ракетостроения по определению. Начнем с того, что любая переделка существующего под новые стандарты и задачи при необходимом условии высокого качества всегда намного дороже, чем разработка и производство нового образца. Эта аксиома установлена самим временем и верна для всех аспектов человеческой деятельности. Поэтому, говорить о высоком качестве, другими словами, - надежности «Днепра» за 100 тысяч уже сложно.
С другой стороны, сегодня не хотелось бы далеко уходить в техническую сторону. Кроме, пожалуй, еще одного общего замечания. Обладай любое изделие хоть фантастическим запасом прочности, надежности и живучести, четверть века боевой вахты так или иначе не могли пройти бесследно. О деталях же аварии, будем надеяться, расскажет уже созданная специальная комиссия.
Но возникает другой вопрос. А зачем, собственно, нужен такой носитель? По весьма смелому утверждению Роскосмоса, «Днепр» способен выводить на низкие орбиты высотой 300-900 км полезную нагрузку массой до 3,7 т. Отметим, попутно, что для гарантированного вывода аппаратов на орбиту 700 -1200 км высотой требуется многократное включение двигателя третьей ступени. Сведений о соответствующей модернизации ступени «Сатаны» мне отыскать не удалось.
Но вернемся к вопросу: «зачем»? Действительно в середине 90-х годов, когда в мире лавинообразно развивалась сотовая связь, специалисты в Европе и Америке справедливо полагали, что для покрытия значительных территорий Земли потребуется несметное количество низкоорбитальных спутников. Таким образом, ниша для конверсионных ракет объективно существовала.
Но жизнь распорядилась иначе. Практически все программы низкоорбитальных спутников для мобильной связи оказались вытеснены соответствующими программами наземного обеспечения. Вероятно, а, точнее, 100 процентов гарантии, что не сегодня-завтра появятся другие амбициозные проекты малогабаритных аппаратов. Но в любом случае дешевле и надежнее разработать тогда новую ракету-носитель, тем более, что в средствах выведения России и впрямь равных нет.
На сегодня низкоорбитальные коммерческие запуски низкорентабельны. Всех интересует геостационарная орбита (36 000 км) для размещения крупных космических систем связи. Поэтому-то космический центр имени Хруничева и НПОмаш решили выйти на рынок с предложением доставлять на «стационар» малогабаритные аппараты при помощи другой конверсионной ракеты РС-18 «Рокот».
Специалисты полагают, что такие спутники будут работать не хуже крупногабаритных. Но самое главное оба центра предлагают потребителю «пакетную» услугу. Она включает изготовление самого спутника с оригинальной двигательной установкой на основе инертного газа, переделка боевой ракеты в носитель и вывод спутника на орбиту, - т.е. все те операции, которые сегодня заказчику могут предоставить только в разных компаниях и зачастую в разных странах. Кроме того, инициаторы намереваются предоставлять заказчику, как наземные пункты управления, так и пункты приема, обработки информации и доведения ее до потребителя.
Вот это и есть настоящая конверсия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции