Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров приехал на постминистерскую встречу Россия-АСЕАН прямо из аэропорта столицы Малайзии Куала-Лумпура. Он летел из Рима, где на международной конференции обсуждались Ливан, Израиль и Ближний Восток.
Что касается встречи в Куала-Лумпуре, то «постминистерской» она называется потому, что ежегодно в одной из десяти столиц Ассоциации государств Юго-Восточной Азии сначала проходит конференция министров иностранных дел этой группировки. После чего они «вызывают для разговора» одного за другим коллег из стран-партнеров, не относящихся к Юго-Восточной Азии, но играющих важную роль в делах региона. Например, США, Китай, Россия, Япония и т.д. Наконец, все вместе - 20 глав внешнеполитических ведомств - проводят Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ).
Задача встречи Россия-АСЕАН, в принципе, состояла в том, чтобы подвести ежегодный итог развитию торговли и политических отношений.
Если говорить о политике, то здесь все в порядке. Например, во вступительном слове Джорджа Ео, сингапурского министра иностранных дел, прозвучала благодарность за то, что Лавров сделал на конференции по Ливану в Риме. Лавров же сказал, что Россия поддерживает резолюции, принятые в Куала-Лумпуре как министрами десяти стран АСЕАН, так и заседавшими вместе с «десяткой» главами внешнеполитических ведомств Китая, Японии и Южной Кореи. Там мелькают такие слова, как непропорциональное использование Израилем силы в Газе и чрезмерные акции возмездия в Ливане.
В Юго-Восточной Азии, с ее тремя мусульманскими государствами - Индонезией, Малайзией, Брунеем - настолько довольны позицией Москвы по Ливану, что в заслугу Лаврову Джордж Ео поставил даже то, что он успел на встречу из Рима, в то время как «другие», из того же Рима, не успели. Речь о чуточку опоздавшей Кондолизе Райс, которую на аналогичном диалоге США-АСЕАН представлял заместитель, и которую так и не дождались участники антиамериканской демонстрации.
Но если в политике Россия и АСЕАН явно говорят на одном языке, то в экономике все сложнее. В числе приоритетов сотрудничества с АСЕАН Сергей Лавров назвал такие направления как борьба с терроризмом, с последствиями стихийных бедствий, а также развитие туризма и укрепление культурно-гуманитарных связей.
Причем в данном контексте первые два пункта имеют еще и явный деловой и технологический акцент, поскольку в обоих случаях речь идет о поставках уникальных российских технологий и оборудования.
Сейчас на повестке дня - запуск постоянно работающего механизма встреч экспертов по борьбе с транснациональной преступностью в целом. Так же как перспектива постоянного контакта антитеррористического центра ШОС в Ташкенте с асеановскими коллегами, расположившимися в Малайзии, Индонезии и Таиланде.
К этому можно добавить предлагаемые Москвой идеи начать диалог по энергетической безопасности - здесь больше бизнеса, чем политики. Россия, наконец, рассчитывает на хорошие контакты с комитетом АСЕАН по науке и технологиям - сотрудничество в этой сфере идет, но Москве нужна постоянно действующая механика сотрудничества. И, конечно, российский туризм в азиатском направлении развивается бурно, и нуждается лишь в минимальной помощи государства.
Всего Лавров упомянул 10 проектов сотрудничества, нуждающихся в поддержке на государственном уровне. Но нельзя не заметить, что планы экономического сотрудничества со странами АСЕАН хронически забегают вперед по сравнению с сегодняшней реальностью. Главная черта этой реальности, правда, стремительный рост товарооборота - на 20%, 30%, иногда 40% в год. Но при этом торговля еще не перевалила даже за цифру в 6 миллиардов долларов в год - со всеми 10 странами АСЕАН вместе взятыми. Это около 2% всего российского внешнего товарооборота. Таким образом, торговые позиции РФ в регионе пока крайне слабы. Для сравнения, со своими основными партнерами (Германией или Китаем), Россия уже давно торгует на десятки миллиардов долларов в год.
Специфика региона заключается в том, что сюда, в отличие от Китая или Европы, нельзя протянуть российские трубопроводы. Да и незачем - регион обладает своими углеводородами. Здесь нужно отрабатывать нетрадиционные для России пути проникновения на рынки. И происходит это с большим трудом.
В эти дни празднуется 10-летний юбилей отношений России и АСЕАН. Начинались они по инициативе Ассоциации. На министерскую встречу в том же Куала-Лумпуре в 1991 году СССР и Китай были приглашены страной-председателем - Малайзией. В 1994 АСЕАН придумала механизм общения с важными региональными державами - тот самый АРФ, на который прибыл в этот раз Лавров. К лету 1996 г Россия приобрела статус «партнера АСЕАН по диалогу», от этой даты и идет отсчет. Кстати, с декабря прошлого года АСЕАН перевела Москву в более высокую категорию партнеров - с министерского на высший уровень. Владимир Путин участвовал в прошлогоднем ежегодном саммите АСЕАН, собирается и на следующий саммит.
Но и сегодня, когда региональные эксперты говорят о том, какая польза АСЕАН от России, они называют первым делом политические причины. Например, статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, ее особое влияние в мусульманском мире - на Ближнем Востоке и особенно в Средней Азии. И только после этого упоминают нефтегазовые ресурсы России или ее технологические возможности. То есть Россию в Юго-Восточной Азии пока не видят в качестве ключевого экономического партнера, такого, как США или Китай. Это - тот пробел, который придется заполнять в ближайшие годы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции