Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Хищные линии новейшего истребителя, неожиданное решение в компоновке ракетной ступени или, наконец, крепкие рукопожатия при подписании контрактов - вот основные оценочные показатели международного аэрокосмического салона в британском Фарнборо, прошедшего в конце июля. Этот же традиционный смотр летающих средств можно расценивать и как старт кардинальной перестройки российской космической промышленности.
«Российская космическая промышленность планирует закрепить за собой не менее 21% международного рынка космических услуг», - заявил в Англии глава Роскосмоса Анатолий Перминов, снимая, таким образом, принципиальный вопрос о внешнеэкономических целях грядущих преобразований. Таким образом, становится ясен и основополагающий принцип производства в обновленной отрасли: выпуск продукции высочайшего качества.
Информируя о прошедших в начале июня на заседании российского кабинета министров слушаниях по вопросу развития ракетно-космической промышленности на период с 2010 по 2015 годы, Перминов подчеркнул, что «космическая отрасль способна успешно выполнять задачу по улучшению своих позиций на рынке космических услуг». По его словам, сегодня оборот космического сектора достигает 20 млрд. долл., причем российская доля составляет 11%.
В правительстве уверены, что уже в ближайшие 10 лет удастся довести количество выпускаемых летательных аппаратов с качеством мирового уровня до 100% против сегодняшних 41%. Должно помочь широкомасштабное переоснащение промышленных предприятий новым оборудованием. Это значит, что, в предстоящую декаду как минимум на порядок увеличится доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет. В итоге к 2015 г. этот показатель возрастет с современных 3% до 33-35%.
Все еще острой проблемой отечественной космонавтики является должное финансирование. По всей видимости, идея конверсии как инструмента привлечения капиталов в этой связи уже не кажется безнадежной. Правда, теперь речь идет о диверсификации отрасли. Иными словами, предусматривается развитие на предприятиях не только космической техники, но и выпуск продукции других отраслей.
Согласно оценкам Роскосмоса, к 2010 г. доля некосмической продукции на соответствующих предприятиях составит примерно 30%. Сегодня же эта величина составляет только 20%. По мнению Анатолия Перминова, «вкладываемые в отрасль финансовые средства дают существенный эффект в других отраслях - как минимум 1 рубль, вложенный в космическую промышленность, может дать 29 рублей эффекта в других областях».
Но достижение высоких качественно-количественных показателей невозможно без отлаженной системы управления. В данный момент эффективно выстраивать работу четверть миллионного персонала отрасли, разбросанного по 112 предприятиям на огромной территории, представляется затруднительным.
Предполагается, что на базе этих предприятий создадут так называемые интегрированные структуры - холдинги. В первые годы создадут 6 холдингов. Затем общее число интегрированных структур должно составлять 3-4.
Скорее всего, руководителям российской космонавтики будет что добавить по поводу новой стратегии отрасли, скажем, через год, на авиасалоне МАКС-2007 под Москвой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции