Рейтинг@Mail.ru
Россия-Азербайджан: труба не рассорила двух президентов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия-Азербайджан: труба не рассорила двух президентов

Читать ria.ru в
Дзен
На одном из мероприятий проходившего на днях в Москве неформального саммита глав стран СНГ, можно было наблюдать сидящих бок о бок за одним столиком президентов России и Азербайджана. Таким образом ожидавшегося некоторыми экспертами похолодания отношений между странами из-за пуска транскавказского нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) не произошло...

Василий Зубков, экономический обозреватель РИА Новости.

На одном из мероприятий проходившего на днях в Москве неформального саммита глав стран СНГ,   можно было наблюдать сидящих бок о бок за одним столиком президентов России и Азербайджана. Таким образом ожидавшегося некоторыми экспертами похолодания отношений между странами из-за пуска  транскавказского нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) не произошло.

Тем временем первая азербайджанская нефть уже пришла на терминал имени Гейдара Алиева в турецком порту Джейхан. Правда, на год-полтора позже, чем первоначально планировалось.

Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - это самый крупный нероссийский инфраструктурный проект на всем постсоветском пространстве и по вложенным деньгам ($4 млрд.), и по количеству участников, и по возможным геополитическим последствиям. Отношение России к этому вопросу неоднозначно. С одной стороны, она приветствует экономические успехи соседей по СНГ, а с другой - ее настораживает политическая суета с антироссийской направленностью вокруг завершения сооружения трубопровода.  

На Западе все время строительства БДТ постоянно «твердили», что Кремль против проекта, ведет деструктивную пропаганду и вообще всячески мешает реализации «проекта века». На самом деле еще в начале 1990-х годов, когда только обсуждались маршруты и характеристики будущего нефтепровода, Москва отказалась от приглашения участвовать в нем. Причины были самые обычные, мало напоминающие политические.

Во времена, когда начинался проект БТД, от миллиона с лишним азербайджанцев, торгующих в России овощами и фруктами, Баку получал гораздо больше, чем от своего нефтяного экспорта. Нефтегазовая отрасль Азербайджана стагнировала. И нужен был большой оптимизм, чтобы в нее вкладывать. При этом низкая мировая цена на нефть делала окупаемость проекта недостигаемой. Все расчеты по сырьевой базе нефтепровода строились на зыбком фундаменте до конца не проверенных каспийских месторождений. Степень риска была слишком велика и по причине прохождения «трубы» по турецким районам, заселенным курдами, и грузинским районам с преобладающим армянским населением.

Так что отказ России от участия в строительстве БТД был логичен и понятен. И тот же BP - оператор БТД вряд ли взялся бы за него, если бы не мощное давление администрации президента США.

Жизнь подтвердила многие тогдашние догадки. Азербайджанской нефти пока не хватает для заполнения трубы в режиме постоянной работы. Месторождения Азери-Чираг-Гюнешли, на которые делалась ставка как основных поставщиков БТД, добывают 20 млн. т. нефти в год. При этом вся страна произвела в 2005 году 22 млн. т.

Российско-азербайджанские экономические связи, в том числе и в нефтяной сфере, успешно развиваются. Согласно действующим межгосударственным договоренностям Азербайджана и России, ежегодно в экспортный нефтепровод Баку-Новороссийск отгружается более 2 млн. т. каспийской нефти.

И, как сказал автору Сергей Григорьев, вице-президент компании «Транснефть», удивительно, но в последние месяцы, уже после запуска БТД, экспортные поставки Азербайджана через Новороссийск даже несколько выросли. Хотя все равно они далеко не дотягивают до ежегодно резервируемых российской «Транснефтью» 5 млн.т.

На вопрос о возможных потерях российской стороны, если вся азербайджанская нефть уйдет в новый нефтепровод, Сергей Григорьев заметил, что потери от транспортировки таких мизерных объемов нефти практически незаметны для «Транснефти». В прошлом году она переработала почти 454 млн. т. Доля азербайджанской нефти составила 0,55%.

Во многом из-за нехватки своего сырья для полноценной эксплуатации первой очереди нового нефтепровода Баку ищет себе партнеров. На недавнее приглашение турецкого премьера Реджепа Эрдогана принять участие в БТД, Россия дала понять, что пока интереса к новому трубопроводу у нее нет. Тем более что нынешние тарифы БТД в $21 за прокачку тонны нефти, по сравнению с $15,6 на трассе Баку-Новороссийск менее интересны.  

Иначе поступил Казахстан, который имеет желание увеличить свой экспорт. Эта страна подписала соглашение об экспорте собственной нефти через БТД. На первых порах обещано транспортировать ежегодно 7,5 млн. т. В перспективе поставки могут возрасти до 20 млн. т. А могут и не возрасти - твердых гарантий на будущее Казахстан не дает. Известно, что увеличиваются его поставки «черного золота» в Китай. Есть у Астаны и большой интерес к странам Прибалтики - Литве и Латвии.

Но в сотрудничестве с Казахстаном есть одна проблема. По сравнению с легкой азербайджанской нефтью Azeri Light (одной из лучших в мире) казахская нефть - более сернистая. Соответственно и мировая цена за баррель разная. В Баку ломают голову над проблемой, как избежать снижения цены и не потерять стратегического партнера. Но согласится ли Астана платить компенсацию за снижение качества азербайджанской нефти?

Американский президент Джордж Буш, не принявший, кстати, участие в торжественной церемонии открытия БТД, назвал трубопровод «воротами на мировой нефтяной рынок». И позаботился о надежной охране «этих ворот», выдвинув идею создания в регионе специальных сил - «Каспийская охрана». Для чего Вашингтон намерен  выделить $150 млн.

Предполагается, что помимо наземных войск, будет осуществляться воздушный и космический мониторинг региона государств, участвующих в проекте БТД. Ясно, что такая плотная опека и присутствие вооруженных сил третьих стран на постсоветском пространстве - не может оставить Кремль равнодушным.

На границах России фактически создается новый прозападный блок. Может, отсюда у Москвы такое равнодушное отношение к БТД как транспортной магистрали для жидких углеводородов и тревога ко всему тому, что происходит вокруг него. Россия опасается, того, что новая нефтяная магистраль может стать, по сути, «троянским конем» на ее границах.

Однако целый ряд взаимовыгодных и долгосрочных экономических проектов, наличие огромной азербайджанской диаспоры в России, а так же традиционная многовекторность  внешней политики Алиевых, - как отца, так и сына, - все это придает стабильность и предсказуемость отношениям двух стран, служит своеобразной «подушкой безопасности».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала