Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Новая трагедия на Ближнем Востоке вновь подтвердила очевидное: Организация Объединенных Наций одряхлела, больна и бессильна, причем это бессилие уже смертельно опасно для мира. Разговоры о необходимости реформировать эту организацию, чтобы придать ей новый импульс, идут давно, однако, на сегодняшний день не сделано ничего существенного. Лучшее на что способна эта обюрократившаяся вконец организация, главной задачей которой является поддержание мира, это дурно выполнять роль Красного креста, и только. ООН давно уже всерьез не занимается ни профилактикой конфликтов, ни их ликвидацией, а лишь тем, что после того, как дым рассеется, доставляет пострадавшим гуманитарную помощь.
Достаточно вспомнить о трагедии в Руанде, где из-за бездеятельности бюрократов из ООН погибли тысячи людей. Недавно поднял одну из резолюций по Руанде от 21 апреля 1994 года за номером 912. Давно уже не видел столь беспомощного и пустого документа. Тем, кто интересуется, очень рекомендую познакомиться. СБ ООН «выражает глубокую озабоченность» неспособностью сторон прийти к мирному соглашению, заявляет о том, что «потрясен» гибелью людей, снова «глубоко озабочен», тем, что боевые действия в Руанде продолжаются, «осуждает» насилие, «требует» это насилие прекратить, и, наконец, «постановляет держать ситуацию в поле зрения». И все.
Можно поднять и другие резолюции, где речь идет о горячих точках, все они выдержаны в том же чисто декларативном ключе, т.е. ничего по существу не решают и позволяют убийцам убивать, а насильникам - насиловать дальше.
Нынешний ближневосточный кризис классический пример беспомощности ООН. Резолюция 1551 СБ ООН, предусматривающая разоружение боевиков «Хезболлах», типичный пример имитации деятельности. Задачу разоружения боевиков резолюция возлагает на ливанское правительство, хотя в 2004 году, когда она принималась, уже было очевидно, что влияние «Хезболлах» в Ливане настолько велико, что никакая местная власть выполнить эту резолюцию не в состоянии.
Затем СБ ООН хладнокровно наблюдал за тем, как в Ливан из соседних стран поставляется оружие для боевиков, причем в таком количестве, что и сегодня, после интенсивных бомбежек Израилем позиций «Хезболлах», боевики не потеряли возможности запускать в сторону израильской территории по сто ракет в сутки (!). То есть, иначе говоря, предпосылки для нынешней войны на Ближнем Востоке возникли не без помощи ООН. И в первую очередь, естественно, не без помощи постоянных членов СБ.
С другой стороны, столь же справедливо будет сказать, что на протяжении десятилетий СБ ООН не смог ничего сделать и для палестинского народа. Ну, а если международное сообщество ничего не делает, чтобы разминировать Ближний Восток, какие претензии могут быть у него к палестинцам и израильтянам. Они решают конфликт так, как умеют. С оружием в руках.
Кстати, польза от реального разоружения «Хезболлах» была бы многократно большей, чем от всей суеты вокруг «Дорожной карты». Нельзя было говорить о мире в регионе и смотреть сквозь пальцы на то, как в Ливан потоком поступают ракеты.
Желание ООН остановить нынешнее кровопролитие на Ближнем Востоке, безусловно, похвально, и это необходимо сделать как можно быстрее, однако, уже сегодня, требуется решить вопрос не только о том, чтобы Израиль прекратил бомбежки, но и о том, кто займется разоружением «Хезболлах». Иначе, через какое-то время слегка притушенный конфликт обязательно вспыхнет снова.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан не исключил, что эта задача будет возложена на международные стабилизационные силы, которые еще только предстоит сформировать и дислоцировать в Ливане, однако, окончательно этот вопрос еще только предстоит решить Совету Безопасности ООН. Между тем, когда соберется СБ пока не ясно. Согласно версии международных агентств, США хотели бы дать Израилю еще неделю для того, чтобы он нанес максимальный урон «Хезболлах».
То есть, и сегодня бюрократическая машина ООН двигается медленно, со скрипом, без гарантии положительного и эффективного решения. Так что тем, на кого сегодня падают бомбы и ракеты, остается только надеяться. Дипломаты опять «глубоко озабочены», «потрясены» и «держат ситуацию в поле зрения».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции