В ходе гражданской войны в Ливане крупнейшая на Ближнем Востоке христианская община этой страны была главным союзником Израиля. И вот теперь, похоже, ситуация меняется. Тысячи шиитских беженцев, спасающихся от ударов израильской авиации, направляются в более спокойные районы на севере страны, где их встречают христиане-марониты - представители крупнейшей христианской общины Ливана. "Христиане, мусульмане, мы все вместе сейчас из-за войны. Мы все ливанцы", - говорят люди. Однако насколько прочно это единение?
"The Globe and Mail" обращает внимание на то, что большая часть беженцев из контролируемых "Хезболлой" южных регионов направляется в городок Згарта, обходя стороной соседний Бшарре. Причина - в Згарте преобладают сторонники Сулеймана Франжье, главы просирийской христианской партии, поддерживающей "Хезболлу", в то время как в Бшарре господствуют последователи Самира Джаджа - лидера христианской партии, занимающей резко антисирийские позиции.
Кроме того, беженцы идут в регионы, находящиеся под контролем влиятельного христианского генерала Мишеля Ауна, который в последнее время примыкает к лидерам шиитских движений АМАЛЬ и "Хезболла". Долгое время Аун был наиболее активным и последовательным противником сирийского военного присутствия в стране, однако после ухода сирийцев из Ливана в апреле 2005 года он заявил о том, что "больше не видит проблем для налаживания отношений с Дамаском", отмечают специалисты Института Ближнего Востока.
"Беженцы направляются туда, где у "Хезболлы" есть сторонники, и где они знают, что получат теплый прием", - говорят эксперты. Так что если вопрос межрелигиозного противостояния для Ливана сегодня стоит уже не так остро, то политического примирения пока не предвидится.
Давний соперник Джаджа, глава "Свободного патриотического движения" генерал Аун, между тем, находится сейчас в достаточно сложном положении и вынужден временно дистанцироваться от "Хезболлы", чтобы сохранить доверие избирателей.
Справка. В 1975 году, в разгар столкновений между христианами и "палестинцами" к израильским властям обратился майор ливанской армии, христианин Саад Хаддад, с просьбой об оказании помощи христианскому населению юга Ливана. В январе 1976 года через израильско-ливанскую границу хлынул поток израильской военной и гуманитарной помощи ливанским христианам. А уже в марте 1978 года израильская армия оккупировала юг Ливана. В июне того же года Израиль вывел войска, передав контроль над приграничной полосой христианской милиции во главе с майором Саадом Хаддадом. Майор Хаддад и 400 ливанских солдат-христиан составили костяк Армии Южного Ливана (АЮЛ). АЮЛ находилась под контролем израильских военных советников, содержание и вооружение этого военного формирования ливанских христиан осуществлялось Израилем.
В 1982, после успешного наступления Израиля в Ливане, осуществленного под предлогом защиты ливанских христиан от геноцида, глава христианских "Ливанских сил" Башир Жмайель, активный борец против сирийского присутствия в Ливане, был избран президентом страны. Планы Израиля по созданию в Ливане произраильского христианского государства были как никогда близки к осуществлению.
Однако еще до вступления в должность Башир был убит - как предполагается, просирийскими силами. В этих условиях Израиль принимает решение "зачистить" мусульманскую часть Бейрута от палестинских боевиков. Операцию должно было провести христианское военизированное формирование "Ливанские фаланги" ("Катаиб") под командованием перешедшего впоследствии на просирийские позиции Эли Хобейки. Возможно, именно связи Хобейки с Сирией стали причиной того, что антитеррористическая операция превратилась в кровавую резню, после которой президент страны (брат Башира Амир Жмайель), под мощным международным давлением, поставил вопрос о выводе израильских войск с территории Ливана.
С тех пор влияние христианских партий в Ливане неуклонно снижалось - на фоне усиления шиитских "Хезболлы" и "Амаля". Обострение внутриполитической обстановки в Ливане связано с выводом сирийских войск в 2005 году. Уход сирийцев способствовал возрождению фактически бездействовавшего во время расцвета "Pax Syriana" маронитского политического лагеря. Маронитские политики, сыгравшие важную роль в событиях, последовавших после гибели Р.Харири в феврале 2005 г., впервые после завершения гражданской войны приняли активное участие в парламентских выборах.
Сегодня налицо тенденция увеличения сторонников в лагере тех, кто обвиняет в постигших Ливан несчастьях Израиль. Христиане, друзы и сунниты со все меньшим пониманием относятся к израильским бомбардировкам, так как в результате ударов с воздуха гибнет все больше их единоверцев и все чаще разрушаются их дома, отмечает Lenta.Ru.
Так, глава ливанских маронитов Насралла Бутрос Сфейр в ходе своего визита в Вашингтон назвал реакцию Израиля на действия "Хезболлы" неадекватой. "Страна почти полностью разрушена, уничтожены автотрассы, мосты, порты, - сказал патриарх Маронитской Церкви. - Что касается ливанского правительства, то оно слишком слабо, чтобы сопротивляться. У него нет для этого возможностей".
На слабость ливанского правительства посетовал и бывший лидер ливанских фалангистов Самир Джаджа, вышедший на свободу летом прошлого года после 11 проведенных в тюрьме лет. Впрочем, прямо действия "Хезболлы" он не осудил, отметив лишь, что в нынешней сложной ситуации все политические и военные решения должно принимать правительство Ливана. Он добавил, впрочем, что у "коалиции 14 марта" (в которую он входит) есть "много чего сказать Хезболле".
Напомним, что в "коалицию 14 марта" входят глава Прогрессивной социалистической партии (ПСП), лидер друзской общины Валид Джумблат, политический преемник убитого бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири его сын Саад и христианские лидеры - Самир Джааджа и экс-президент Ливана Амин Жмайель. Они обвиняют во всех нынешних ливанских проблемах (в экономическом кризисе, отсутствии стабильности и безопасности) сирийский режим и его пособников в Ливане, к которым причисляют и действующего президента Эмиля Лахуда. Мусульмане-сунниты, друзы и христиане, входящие в коалицию, выступают за отставку президента Лахуда и прекращение сирийского влияния во внутриполитической жизни страны.
Христианин-маронит Эмиль Лахуд был избран на пост главы государства 24 ноября 1998 года. 3 сентября 2004-го срок его правления под давлением Сирии был продлен еще на 3 года, что вызвало недовольство антисирийски настроенных сил. Сразу же после убийства Рафика Харири Джумблат стал инициатором силового устранения Лахуда путем организации массовых демонстраций вокруг президентского дворца и проведения общенациональной забастовки. Однако осуществлению этого плана воспротивились шииты и маронитский патриарх Сфейр, что дало надежду Лахуду удержаться у власти путем использования противоречий между различными слоями оппозиции. Особенно между Ауном и Джумблатом.
Справка. Государственное устройство Ливана базируется на конфессиональной системе, то есть посты распределяются в зависимости от числа приверженцев той или иной религиозной общины.
Последний раз перепись населения проводилась в 1932 году. Тогда большинством являлись христиане. После получения независимости в 1943 году была подписана Хартия, в соответствии с которой президентом страны может быть только представитель религиозного большинства (то есть христианин-маронит), председателем парламента - мусульманин-шиит, а главой правительства - мусульманин-суннит и т.д.
Как отмечают многие эксперты, эта система во многом устарела. Отсюда - многочисленные проблемы, которые в любой момент могут перерасти в вооруженный конфликт и даже в гражданскую войну.
Сегодня население Ливана составляет 3,5 миллиона человек. В стране представлены 18 религиозных общин, в том числе 12 христианских, 5 мусульманских и очень незначительная еврейская община. Христиане составляют 37% населения страны, мусульмане - 63%.
Община христиан-маронитов, по некоторым данным, насчитывает около 700 тысяч человек и является первой среди христианских конфессий, но третьей религиозной группой вообще. (Источник - Институт стран Ближнего Востока).
В настоящее время Сфейр поддерживает отставку президента, однако единой кандидатуры на должность президента у христиан нет. Это связано и с ослаблением влияния маронитской церкви на фоне усиления различных "правохристианских" группировок, в том числе радикальных. Очередные президентские выборы намечены на 2007 год, что еще более углубляет противостояние в маронитском лагере Ливана. Эксперты не исключают даже возможности вспышки христианского экстремизма - в том числе со стороны "Ливанских сил", "Хранителей кедра" и других, среди которых очень сильны реваншистские настроения.
В целом, однако, христианские силы стараются не допустить обострения внутреннего противостояния в Ливане и повторения событий Гражданской войны. Однако ряд христианских организаций, как и в 70-80ые гг. прошлого века, вновь открыто поддержал действия Израиля. Так, действующий из Америки "Ливанский Фонд мира" обратился с открытым письмом к премьер-министру Израиля Эхуду Ольмерту, призывая не ограничиваться действиями ВВС в небе Ливана, а предпринять массированную военную операцию с целью полного разгрома "Хезболлы".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников.
В подготовке материала использована информация с сайта Института Ближнего Востока - http://www.iimes.ru/.