Рейтинг@Mail.ru
Коммунизм как преступление. В Польше принят новый закон о люстрации - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коммунизм как преступление. В Польше принят новый закон о люстрации

Читать ria.ru в
Дзен
Через три месяца после вступления в силу нового закона о люстрации Институт национальной памяти Польши будет обязан опубликовать список всех имеющихся в архивах агентов коммунистических спецслужб.

Польский сейм принял закон, согласно которому в Польше будут опубликованы списки агентов коммунистических спецслужб, сообщает "Newsru.com". Через три месяца после вступления в силу нового закона о люстрации Институт национальной памяти Польши будет обязан опубликовать список всех имеющихся в архивах агентов коммунистических спецслужб.

Согласно закону, значительно расширяется перечень должностей, вступая в которые нужно будет заполнять так называемое люстрационное заявление - теперь это должны будут делать, среди прочих, также представители органов самоуправления, дипломаты, преподаватели вузов, журналисты, нотариусы.


Все эти люди должны будут получить официальный сертификат, содержащий информацию о том, сотрудничали они со спецслужбами или нет. Документ будет выдаваться Институтом национальной памяти. И если в сертификате сказано, что его обладатель когда-то был агентом секретной полиции, это может считаться основанием для увольнения.

Как сообщает из Варшавы "Радио Свобода", против этого выступили только депутаты-посткоммунисты. "Что же это будет? Никакой презумпции невиновности. Как человек сможет защищаться после того, как его имя уже будет опубликовано!" - заявил Рышард Калиш из Союза левых демократов.

Основания для опасений у коммунистов есть: в отличие от своих соседей по бывшему социалистическому блоку - Восточной Германии и Чехии - Польша до сих пор не открыла архивы спецслужб для публичного доступа.

Опасные связи

Напомним, что победившая на недавних выборах консервативная партия "Закон и справедливость" сделала устранение бывших коммунистов из всех структур одним из своих приоритетов. Так, несколько месяцев назад польский МИД провел чистку дипломатического корпуса. Его заявление гласит: "Считаем абсолютно неразумным, чтобы функции послов исполняли лица, связанные в прошлом со спецслужбами и партийным аппаратом ПОРП (Польская объединенная рабочая партия - rian.ru). Они потеряли доверие властей РП, ответственных за формирование внешней политики".

Последней жертвой люстрации в Польше стала в конце июня вице-премьер и министр финансов Зита Гилевска. Профессор экономики и наиболее ценимый в правительстве специалист попала под пресс обвинений в сокрытии сотрудничества со спецслужбами во времена социализма. В чекистских реестрах она якобы проходила как тайный агент "Беата". Следовательно, в 2001 году пани Гилевска солгала, заявив в особой анкете (так называемое люстрационное свидетельство), которую заполняют все новые члены парламента, что не имела контактов со спецслужбами ПНР. Скандал "совпал" с кадровыми перестановками в польском правительстве.

Сама Зита Гилевска считает, что "пала жертвой люстрационного шантажа". "Можно ли быть секретным сотрудником органов госбезопасности, ничего о том не зная?" - приводит ее слова "Время Новостей". Гилевска призвала Институт национальной памяти, в недрах которого теперь сосредотачивается компромат замедленного действия, рассекретить все документы, касающиеся "подозрительных" 1987-1989 годов. Призыв услышан не был.

Хорошо забытое старое

Люстрация (от лат. lustratio - очищения посредством жертвоприношений)- политическая практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц (выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам) на занятие государственных должностей, профессиональную практику или неприкосновенность личной жизни. На деле, люстрация представляет собой комплекс законодательных мер по "недопущению в аппарат управления, правоохранительные органы, на иные важные посты и в учреждения системы образования лиц, неугодных правящим кругам по политическим, религиозным и т. п. мотивам".

 Как правило, люстрация применяется пришедшими к власти революционными режимами по отношению к их политическим противникам. Люстрация также может использоваться правящим режимом по отношению к лицам, угрожающим его существованию (например, членам радикальных партий).

Типичным образцом люстрации были советские "чистки" 1920-1930-х годов. Люстрация имела место в ходе денацификации Германии после 1945 года, демилитаризации Японии того же периода; следует также упомянуть "запреты на профессию" в ФРГ и маккартизм в США, называемый также эпохой "охоты на ведьм". Сенатор-республиканец Маккарти вошел в историю благодаря широкомасштабной кампании по обвинению различных государственных и общественных деятелей в связях с коммунистами. Зарабатывая политические очки, Маккарти не гнушался бездоказательными и сфабрикованными обвинениями. Результатом борьбы с "красными" стала всеобщая истерия, массовые преследования и увольнения.

Современные левые под "неомаккартизмом" понимают практику осуждения коммунистических режимов в Европе. С представлением о коммунизме как преступлении связана и современная практика применения люстрационного законодательства. О люстрации сегодня чаще всего вспоминают именно в связи с разоблачениями и "просвечиванием" госслужащих на предмет наличия темного, точнее, красного, прошлого в странах Центральной и Восточной Европы.

С точки зрения права, люстрационные законы представляют собой сложный юридический казус, так как:

а) они имеют обратную силу, то есть признают возможность осуждения за преступления, которые были совершены до принятия этих законов;

б) они признают возможность осуждения за действия, не считающиеся преступными сами по себе (например, работу в спецслужбах);

в) они имеют сходство с методами, практикуемыми тоталитарными (в том числе коммунистическими) режимами по отношению к своим политическим противникам.

Сторонники люстрации обычно обосновывают её необходимость:

а) преступностью и незаконностью коммунистических государств как таковых (из чего следует, что всякое добровольное сотрудничество с коммунистическими государственными органами есть преступление);

б) прагматической необходимостью "защищать завоевания молодой демократии";

в) историческим прецедентом - а именно, благотворным влиянием, которые оказали на общество аналогичные послевоенные процессы денацификации в Германии и демилитаризации в Японии.

Противники люстрации, в свою очередь, указывают на тот факт, что переход от тоталитарных режимов к демократии отнюдь не всегда сопровождался процессом люстрации - в качестве примера приводятся постпиночетовская Чили, постфранкистская Испания и Греция после свержения режима "чёрных полковников". "Молодые демократии" Центральной и Восточной Европы, в том числе Польша, к опыту этих стран относятся не очень внимательно. Возможно, потому, что уверенности в поддержке населением пришедших на смену советской власти режимов не так много. Возможно, потому, что несмотря на все разговоры о приверженности принципам демократии, приемы политической борьбы остались старыми...

Польша: "политическое очищение" или зачистки?

История польской люстрации берет начало от знаменитой резолюции парламента 1989 года. В ней говорилось о том, что ПОРП в значительной степени несет ответственность за существование в Польше коммунистической системы.

О необходимости люстрации в Польше заговорили в 1992 г., когда тогдашний министр внутренних дел Мацеревич предоставил прессе список агентов, сотрудничавших с коммунистическими спецслужбами. В предоставленном прессе списке оказались фамилии таких известных оппозиционеров, как Валенса, Мочульский, Кшановский, Замойский. Разразился шумный политический скандал. Тема предполагаемого сотрудничества центральных фигур "Солидарности" с коммунистами несколько недель не сходила со страниц газет.

Валенса, после долгого судебного разбирательства, вышел чистым из этого скандала - слишком надежна его политическая репутация. А вот многим людям рангом пониже пришлось оставить свои посты, даже если обвинения в их адрес были бездоказательны, напоминает "Коммерсантъ-Власть".

Действия Мацеревича заставили подумать о процедуре люстрации, которая гарантировала бы защиту прав лиц, подозреваемых в сотрудничестве со спецслужбами ПНР. Свои предложения внесла группа экспертов польского Хельсинкского комитета. Поскольку в раскрываемых секретных досье зачастую содержались фальшивые данные, которые использовались политическими противниками в борьбе за власть, была признана презумпция невиновности лиц с агентурным прошлым, их право на защиту, обязательность судебного разбирательства. Тот, кто сотрудничал со спецслужбами, был вправе выдвигать свою кандидатуру на выборную должность, например, в парламент. Избиратели решали, голосовать ли им за кандидатуру бывшего агента.

Однако в принятом в 1997 году законе осталось немногое от этих гарантий. Началась "охота на ведьм". Роль главного экзекутора была отведена Институту национальной памяти (ИНП). Судьбы подозреваемых решал не суд, а архивисты, историки и, конечно, власти. Когда ИНП не мог однозначно утверждать, на самом ли деле был сексотом тот, кто им числился, или его "подставили", сомнения истолковывались не в пользу подозреваемого.

"Хоть Польша и католическая страна, закон получился вполне протестантским, - замечает "Коммерсантъ-Власть". - Все желающие поступить на госслужбу и даже кандидаты в парламент, сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично - заявить на себя в комиссию. Тем, кто сделал это, прощалось все. Тем, кто, по мнению властей, пытался скрыть свое прошлое, приходилось увольняться с работы. Данные о них публиковались".

Доносы не заставили себя ждать. Пришлось подать в отставку Янушу Томашевскому, вице-премьеру Польши. Томашевский был известным диссидентом, никакой вменяемый человек не мог заподозрить его в связях с ГБ. Но один ничем не подтвержденный донос о том, что он был сексотом,- и коллеги по партии, решив перестраховаться, вынудили Томашевского уйти. Сенатор и мэр Щецина Марьян Юрчек, еще один лидер польского подполья, также отстранен от своих должностей - информации, что он подписал под нажимом гэбэшников какой-то документ, оказалось достаточно, чтобы перечеркнуть все его былые заслуги. С трудом удалось оправдаться всеми уважаемому ученому и политику Веславу Кшановскому, отсидевшему срок за антикоммунистическую деятельность.

Нынешний пересмотр закона о люстрации сделает ее, по мнению многих аналитиков, еще более дикой. И хотя законопроект еще не вступил в силу, он уже действует: как только в прессе появились предположения о сотрудничестве со службами безопасности группы ученых старейшего европейского Ягеллонского университета в Кракове, как ректор потребовал от них уйти в отставку.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала