Рейтинг@Mail.ru
Опасные децибелы. Концерты на Васильевском могут запретить - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опасные децибелы. Концерты на Васильевском могут запретить

Читать ria.ru в
На днях мэрия Москвы в очередной раз подняла вопрос о запрете концертов на Васильевском спуске возле Кремля, сообщают "Известия". Предлог - от шума мощных динамиков и топота зрителей страдает храм Василия Блаженного.

На днях мэрия Москвы в очередной раз подняла вопрос о запрете концертов на Васильевском спуске возле Кремля, сообщают "Известия". Предлог - от шума мощных динамиков и топота зрителей страдает храм Василия Блаженного.

Главным защитником храма на этот раз оказался глава столичного комитета по культуре Сергей Худяков. "Концерты на Васильевском спуске идут достаточно часто, но никто не знает, чем все это обернется для уникального памятника древнего зодчества, - заявил он. - Пусть сегодня его состояние удовлетворительное, но если сильное звуковое воздействие будет продолжаться, что будет с храмом через 10 или 100 лет?". Московский чиновник порекомендовал федеральным властям "всерьез озаботиться этой проблемой и в ближайшее время провести все необходимые исследования".

"Рок-концерты и все, что связано с низкочастотными звуками и волнами, с моей точки зрения, это опасно", - заявил в эфире радио "Маяк" член президиума экспертно-консультативного совета при главном архитекторе г. Москвы Алексей Клименко. Он напомнил, что "в Москве немало колоколен, которые накренились". Колокольня Василия Блаженного и находящаяся рядом колокольня Максима Исповедника на Варварке, по словам Клименко, также имеют "пизанский характер". Но самое главное, по его словам, то, что сам храм стоит на искусственной насыпи.  По мнению эксперта этот искусственный "склон на склоне Китайгородского холма" может начать смещаться в результате низкочастотных колебаний. "Говорят, что даже ГУМ ежегодно сдвигается на миллиметры в сторону Москвы-реки", - добавил Клименко.

Подтвердить факт разрушения храма под влиянием концертных децибелов "Известиям" нигде не смогли. В Государственном историческом музее, филиалом которого считается храм Василия Блаженного, выражаются осторожно и туманно: "До конца этот вопрос не исследован, но видимых повреждений храма нет".

Специалисты-акустики смотрят на проблему скептически. "Для конструкций здания действительно могут быть вредны инфразвуки - волны очень низкой частоты, - пояснил "Известиям" заместитель директора НИИ строительной физики Игорь Шубин. - Музыкальные установки их производят, но мощность их инфразвука может повредить только людям, а никак не строениям. Вибрация от топота ног зрителей - это вообще смешно. По Красной площади танки ходили - и ничего".

Судя по всему, очередной приступ заботы о храме вызван не реальными проблемами исторической реликвии, а негативным отношением столичных властей к массовым действам в сердце города, заключают "Известия".

Сейчас проведение массовых мероприятий в центре Москвы регулируется постановлением мэра Москвы Юрия Лужкова "О порядке и местах проведения культурно-массовых и других мероприятий на территории Китай-города" от 1999 года. В нем сказано, что мероприятия с количеством участников до 10 тыс. человек могут проводиться на Лубянской и Театральной площадях, численностью более 10 тыс.- на Васильевском спуске.

В 2000 году в постановление было внесено дополнение, запрещающее проведение эстрадных концертов в непосредственной близости от храма Василия Блаженного. Тогда поводом стало мнение патриарха о "неуместности концертов рядом с кремлевскими захоронениями". "Письменных обращений Алексия II в мэрию не было, хотя патриарх действительно неоднократно публично заявлял о том, что громкой музыке не подобает звучать рядом с захоронениями у кремлевской стены", - замечала по этому поводу газета "Время новостей".

Издание указывало на то, что до 2000 года московские власти не были замечены в "чутком отношении к памятникам Кремля, который, как известно, относится к объектам федеральной собственности". "ВН" обратила также внимание на то, что "решение мэра совпадает с желанием нынешних обитателей Кремля ужесточить режим безопасности в районах, прилегающих к месту службы российского президента". "Теперь президентской охране не придется беспокоиться и по поводу массовых скоплений граждан в непосредственной близости от объекта государственной важности", - писала газета.

Норма, принятая в 2000 году, не помешала в 2002 году провести на Красной площади концерт Пола Маккартни. Со временем исключений становилось все больше, и теперь Васильевский спуск функционирует как раскрученная концертная площадка. Так, 7 июля 2005 около 50 тыс. человек были собраны мэрией на митинг-концерт в поддержку заявки Москвы на Олимпийские игры 2012 года. 3 сентября на Васильевском спуске прошел организованный движением "Наши" 25-тысячный митинг памяти жертв трагедии в Беслане. 21 сентября телеканал MTV вручал на Васильевском спуске премию MTV Russia Music Awards. 13 июня 2006 здесь проходил массовый концертный протест против контрафакта, 24 июня выступал Pink Floyd, а 3 августа должен выступить Эрик Клэптон.

В конце 2005 вопрос был поднят вновь. 19 декабря префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков обратился к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой запретить "концерты, шоу-программы и другие массовые акции" на Васильевском спуске. В префектуре объяснили свою инициативу "пагубным воздействием этих мероприятий на техническое состояние исторических объектов".

Кроме того, в префектуре ЦАО заявили, что дело не только и не столько в разрушительном действии шума. По мнению Байдакова, на Васильевском спуске недопустимы мероприятия, "эстетическая ценность которых вызывает сомнения".

"Эстетическая сторона рок-концертов противоречит историческому значению этого места,- согласен директор Государственного исторического музея Александр Шкурко.- К тому же при проведении массовых мероприятий происходит оцепление всего района, и доступ туристов в Покровский собор становится невозможным. Это, на мой взгляд, ограничение конституционных норм, и я не уверен, что те мероприятия, которые проходят на Васильевском спуске, могут компенсировать ограничение доступа в музей".

Московская патриархия намерение ограничить проведение концертов на Васильевском поддержала. "Красная площадь и прилегающая к ней территория за храмом Василия Блаженного не соответствуют современной практике их использования, когда здесь по нескольку раз в году устраивают рок-концерты. Получаются какие-то постмодернистские пляски на костях",- заявил "Коммерсанту" пресс-секретарь патриархии священник Владимир Вигилянский.

В 2006 позиция мэрии вновь нашла поддержку в РПЦ. "Красная площадь и Васильевский спуск - святые для всех россиян места, у которых есть свой культурно-религиозный контекст, - сказал "Известиям" глава секретариата по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата отец Михаил Дудко. - Рок-концерты в этот контекст, очевидно, не вписываются".

Организаторы концертов, в свою очередь, указывают на нехватку площадок для массовых мероприятий в Москве. "В центре Москвы, да и не только в центре больше нет площадок, где можно провести большой праздник и пригласить на него мировых звезд. Я считаю, что властям было бы лучше подумать о создании инфраструктуры, которая позволит проводить концерты на Васильевском спуске комфортно и безопасно для всех", - заявил в конце 2005 главный редактор "MTV Россия" Илья Бачурин.

Традиция городских open-air (фестивалей под открытым небом) для европейских столиц - святое. В Лондоне на Трафальгарской площади и на Марсовом поле в Париже театральные и концертные представления идут практически без перерыва, некоторые города в солидном возрасте вроде Таллина или Эдинбурга вообще сделали подобные мероприятия одним из основных источников дохода.

Опыт борьбы с децибелами

На Дворцовой площади в Петербурге "громкие" массовые концерты не проводятся уже несколько лет, напоминают "Известия". Против этого категорически выступает директор выходящего на площадь Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, шум и вибрация наносят непоправимый вред как самому памятнику архитектуры - Эрмитажу, так и бесценным шедеврам, хранящимся внутри музея.

Свою борьбу за тишину Пиотровский начал после шоу Пола Маккартни, которое состоялось на Дворцовой площади в июне 2004 года и на которое собралось более 60 тысяч человек. "Произошедшее на концерте Пола Маккартни является примером того, что никогда не должно происходить рядом с музеем. Это недопустимо, я буду бороться, чтобы подобное никогда не повторилось!" - гневно заявил тогда Пиотровский и сдержал слово.

Так, именно по настоянию директора Эрмитажа в этом году был перенесен с Дворцовой площади на стадион рок-концерт, посвященный саммиту "большой восьмерки". Сейчас Михаил Пиотровский лоббирует принятие специального регламента, который бы запрещал шуметь рядом с Эрмитажем громче, чем в 85 децибел.

Храм vs массовые демонстрации

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань. Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 - заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала