"Куплю очередь на автомобиль" - такими объявлениями пестрят форумы сайтов для водителей. При этом цены на место в очереди доходят до сотен долларов. Это не удивительно: желающим приобрести популярную иномарку приходится ждать машины по несколько месяцев.
По данным радио "Маяк", спрос на машины с начала года вырос на 50%. За первую половину года в России было продано 400 тысяч иномарок. Дилеры ожидали, что спрос вырастет максимум на 35%, а он увеличился в 1,5 раза.
Причин подобного ажиотажа несколько, говорят эксперты. Во-первых, россияне стали богаче. По данным Росстата, теперь уже 13% населения способны без труда покупать вещи длительного пользования. В декабре таких еще было 8 процентов.
Во-вторых, доступнее стал кредит. Автоконцерны к буму оказались не готовы. Они просто не могут привезти в Россию больше машин, чем было оговорено в начале года, объяснил "Маяку" аналитик потребительского рынка Алексей Языков. "Большинство российских дилеров имеют определенные квоты на поставки автомобилей, которые они обговаривают с компаниями в начале года. И, насколько мне известно, большинство особенно наиболее популярных классов - это модели средней цены, в основном, это "Форды", "Тойоты", "Хёндай", "Хонды" и так далее, по сути дела, у них уже на складе нет автомобилей, они уже продают автомобили из квот будущего года", - утверждает Языков.
Кроме того, повлияла и ситуация на рынке недвижимости. Специалисты полагают, что повышение цен на жилье толкает людей к тому, чтобы вложить деньги, которых на квартиру уже не хватит, хотя бы в автомобиль.
Отсюда и очереди в автосалонах. "Рекорды" бьют Hyundai, Chevrolet и Mazda: чтобы получить машину, по-прежнему приходится ждать по 3-4 месяца. Самый дефицитные машины, по данным Аutonews.ru, находятся в ценовом сегменте от 9 до 15 тысяч долл. Очереди на них выстраиваются на полгода вперед, хотя люксовые модификации в автосалонах имеются в наличии.
Бешеные очереди в автосалонах провоцируют постоянные миграции покупателей. Чтобы не упустить клиентов, дилеры изыскивают меры по направлению внимания потребителя на другие модели. Так, например, желающим приобрести Focus настоятельно рекомендуют Fusion.
Некоторые игроки считают, что производители не случайно "глухи" к некоторым запросам российского потребителя (запросы эти варьируются в основном в пределах $10 тыс.). Эксперты полагают, что производители провоцируют искусственный дефицит топовых моделей для того, чтобы обратить внимание покупателя на остальной модельный ряд.
Недоступный "Фокус"
Лидером среди "недоступных" иномарок является Ford Focus. Некоторые дилеры принимают заказы уже на январь следующего года. Дефицит "Фокусов" некоторые эксперты связывают с недавним решением таможенной службы РФ лишить предприятие льгот на ввоз комплектующих для сборки автомобилей, вскоре после которого стало известно о приостановке работы завода во Всеволожске и повышении цены на Focus на 500 долларов.
Справка. Российский завод Ford (Всеволожск, Ленинградская область) является единственным европейским заводом Ford, на котором производится автомобиль Ford Focus во всех четырех модификациях кузова: седан, пятидверный хэтчбэк, универсал и купе. Объем первоначальных инвестиций Ford в российское предприятие составил 150 млн. долларов. Последующее развитие, включая введение второй и третьей смен на производстве, переоснащение завода и создание центрального склада запчастей, увеличило объем инвестиций до 200 млн. долларов (в июне 2005 года компания приняла решение об увеличении выпуска автомобилей на российском заводе до 60 тысяч штук в год начиная с января 2006 года). Всего в 2006 году завод планирует произвести 60 тыс. Focus.
Напомним, что в июне Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) прекратило беспошлинное таможенное оформление автомобилей, произведенных на российском заводе Форд. По информации СЗТУ, льготный режим был отменен в связи с тем, что компания не смогла обеспечить локализацию производства на уровне 40%, что являлось условием для существования режима свободного таможенного склада на автомобильном заводе.
По оценкам специалистов, если российскому представительству концерна не удастся договориться с правительством России о новых условиях сборки своих автомобилей, удорожание автомобилей Ford Focus, выпускаемых в России, может составить от 1,5 до 2 тысяч долларов.
В компании, однако, повышение цены называют "следствием рыночной ситуации" и утверждают, что данная мера не связана с временной уплатой таможенных пошлин. "Ford взял на себя финансовые риски по временной выплате пошлин с тем, чтобы не увеличивать время ожидания заказанных автомобилей для клиентов, и в расчете вернуть эти деньги в соответствии с условиями инвестиционного договора", - заявил президент Ford в России. Ford говорит, что гарантирует сохранение прежней цены автомобиля для уже разместивших заказ клиентов. "Все клиенты, подписавшие договор поставки до 7 июля 2006 года, получат автомобили по старой цене", - сказали ИА REGNUM в представительстве компании.
Чтобы сократить очередь на автомобили, которые заказываются за полгода, Ford ввезет в Россию 11 тысяч Focus, произведенных в Европе.
Что касается приостановки производства, то по словам Кулиненко, завод был остановлен 17 июля в связи с плановым коллективным отпуском. "Завод возобновит работу 14 августа. Таким образом, срок остановки конвейера составит четыре недели. Три из них приходится на плановый коллективный отпуск. Дополнительно одна неделя выделена для проведения инвентаризации", - сказала Кулиненко.
"Ведомости", однако, со ссылкой на чиновников сообщают о том, что столь длительный перерыв в работе связан с переходом Ford в режим промсборки, который может произойти уже до конца июля. По словам сотрудника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), которые приводит издание, компания уведомила таможенников об остановке производства, которая связана с необходимостью инвентаризации и оформления документов для перехода из режима свободного таможенного склада в режим промышленной сборки.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников