Полгода назад было завешено формирование Общественной палаты РФ - нового органа, который призван представлять интересы гражданского общества путем проведения экспертизы законодательства и общественного контроля за деятельностью органов власти. О первых итогах работы Палаты и ее дальнейших планах в интервью корреспонденту РИА Новости Михаилу Тургиеву рассказал заместитель секретаря совета Общественной палаты, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
- Каковы, на ваш взгляд, основные итоги работы Общественной палаты за первые полгода ее существования?
Первое - то, что Палата сформирована полностью в соответствии с законодательством, в полном составе, сформированы комиссии - на сегодняшний день это 17 комиссий - и все они начали активно работать. Второе - то, что касается деятельности самих комиссий. Мне представляется, что это самая главная часть нашей работы. Здесь, я думаю, уже есть о чем рассказать: практически каждая комиссия уже может сказать о тех наработках, которые сделаны. Это касается законодательства, проведения общественных слушаний и других мероприятий на федеральном, организации и проведения мероприятий в регионах.
Комиссии вышли в режим достаточно активной, устойчивой работы, когда есть возможность достаточно серьезно планировать на более длительную перспективу свои действия. И третье, что нужно отметить, это работа над законопроектами, которые к нам поступают на заключение.
Как мы и предполагали, Общественная палата не может браться за все законодательство. Наверное, это и не нужно делать. Но есть наиболее социально, экономически значимые законодательные проекты, которые интересуют всех граждан, и, естественно, Палата не может пройти мимо них. Поэтому Палата готовила ряд заключений. В эту работу мы включали представителей регионов, предпринимателей и общественности, других гражданских институтов.
- Какие законопроекты прошли через Палату?
Первый, можно сразу сказать, нашумевший - закон о неправительственных организациях, который появился еще в момент формирования Общественной палаты. На него очень нервно многие отреагировали. Хотя должен сказать, что, хоть и были упреки в адрес Государственной думы, что не дождались формирования Общественной палаты и его приняли, я считаю, что Госдума практически все пожелания, которые были сформированы даже по ходу формирования Палаты, учла. И все пожелания, которые были и после формирования Палаты, по сути, все были учтены при доработке законопроектов.
На данном этапе, если говорить об этом законе - это мониторинг того, как он исполняется. По итогам мониторинга, наверное, Общественная палата должна (я думаю, мы обязательно к этому вопросу вернемся) с законодателями обсудить, сработал ли закон или в нем есть какие-то изъяны.
Еще закон об обращениях граждан. Должен сказать, что все замечания, которые были сформулированы в нашем заключении, были законодателями приняты и нашли свое отражение в законе. Мне кажется, что по уже представленным заключениям на сегодняшний день у нас с Государственной думой понимание практически полное. Подавляющее число тех предложений, которые формулируются нашими коллегами в комиссиях, воспринимается и принимается.
Мы готовили заключения на ряд экономических законов. В первую очередь, по Лесному кодексу. Будем надеяться, что при втором чтении, которое состоится осенью, наши пожелания будут учтены. К нам поступил на экспертизу закон об автономных учреждениях. Он также перенесен во втором чтении на осень. Мы готовили экспертное заключение для Госдумы на федеральный закон о внесении изменений в закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
У нас сейчас в работе ряд законопроектов: о внесении изменений в закон об образовании. Наши предложения связаны с тем, чтобы создать условия для детей, чьи родители погибли при исполнении своих обязанностей, - условия, чтобы они могли учиться. Также изменения в законопроект об образовании - о высшем и послевузовском образовании, о защите конкуренции, о транспортной безопасности. То есть у нас достаточно активно идет работа. Но вы видите, что это, конечно, не есть план работы Государственной думы, а только те вопросы, которые мы посчитали социально значимыми.
И четвертое, если говорить о первых итогах, - Палата, хоть и короткий срок прошел, начала реагировать на наиболее значимые события как в стране, так и в мире. Вы знаете о заявлениях Общественной палаты, которые она делала в связи с различными происшествиями в Российской Федерации и в международном плане. Палата, мне кажется, научилась реагировать на некоторые социальные проблемы. Это связано и со слушаниями, которые мы проводили, на тему борьбы с ксенофобией и экстремизмом. Этому было посвящено пленарное заседание. Вторым вопросом там стали социальные аспекты военной реформы. Должен сказать, что откликнулись все министерства и ведомства, к которым мы обращались. Они приняли участие в слушаниях, высказали свою точку зрения. В целом был достаточно конструктивный разговор, хотя он и носил время от времени острый характер. Мы постарались выработать наши рекомендации по этим вопросам. Полагаю, что они имеют право на жизнь и на то, чтобы они были учтены в государственной политике.
- Какие планы на ближайшее будущее есть у Общественной палаты?
Мы сейчас готовимся к пленарному заседанию, которые у нас запланировано на сентябрь. Полагаем, что будет два основных вопроса. Один из них - это здравоохранение. Думаю, что он заденет и реализацию одного из национальных проектов, но разговор, конечно, пойдет гораздо шире - о состоянии системы здравоохранения в целом. Второй вопрос будет посвящен местному самоуправлению. Это то, что мы планируем посмотреть. Естественно, что у каждой комиссии есть свой план. Они очень напряженные. Это касается и конкурса среди неправительственных организаций, который мы недавно объявили, на возможность использовать бюджетные средства на свое развитие. 250 миллионов рублей пойдет на конкретные проекты, 250 - на инфраструктуру, то есть на поддержание тех, кто будет работать и через себя давать возможность другим работать - предоставлять доступ к информации, обучать и так далее. Сейчас мы утвердили на совете положение об этом конкурсе, договорились, что составим конкурсную комиссию, везде опубликовали информацию об этом. С 10 августа мы будем собирать предложения, постараемся оперативно обработать этот материал и принять решение, чтобы эти средства сработали на эти организации.
Мы достаточно серьезно нацелены на то, чтобы в конце года провести еще одно пленарное заседание, подвести итоги первого года, и, естественно, выполнить норму закона, которая предписывает нам подготовить доклад о состоянии гражданского общества в России. Я думаю, что мы постараемся сделать так, чтобы в этом пленарном заседании приняли участие и региональные структуры (где-то они уже называются общественными палатами, где-то - советами). В большинстве регионов они присутствуют. Нам хотелось бы услышать от них оценки работы Палаты и обсудить сам доклад.
Мы также надеемся, что мы объявим о проведении гражданского форума, который мы будем проводить уже к концу 2007 года как итог деятельности за два года. Это будет широкий круг участников, с круглыми столами, конкурсом социальных проектов.
У нас достаточно серьезные планы. Мы полагаем, что в первом полугодии достаточно много сил пришлось затратить на организационные вопросы, на то, чтобы научиться нам работать с аппаратом, а аппарату - с нами. Аппарат играет огромную роль. Но аппарат целиком посвящает свою работу этому, а мы это совмещаем со своей основной деятельностью. Поэтому грань взаимоотношений с аппаратом весьма тонкая. Чтобы выстроить их, понадобилось время, и думаю, что оно еще понадобится
- Что еще можно сделать для того, чтобы работа Палаты стала более эффективной? Мы знаем, что пока нет положенной по закону газеты, теле- и радиоэфира.
С точки зрения звучания, и вообще работы со СМИ вы все правильно перечислили. Конечно, нужно сделать так, чтобы был более постоянный, устойчивый канал подачи информации о деятельности Общественной палаты и на телевидении. Думаю, что неплохо, чтобы была и газета как основной источник информации. Для повышения эффективности, несомненно нам нужно совершенствовать работу и аппарата.
Но самое главное другое. В формировании гражданского общества каждый должен пройти свою часть пути. Государство прошло часть пути: есть закон, дали возможность создать Палату, участвовать в экспертизе законопроектов, работе министерств и ведомств, в контроле за их деятельностью. Теперь адекватно должно отреагировать гражданское общество. Я имею в виду, чтобы Общественная палата от имени общества могла быстро собирать снизу и доводить до верха точку зрения общества. Нас сейчас приглашают практически на все коллегии или советы при министерствах. И мы понимаем, что пока не научились быстро собирать информацию по вопросам, которые там обсуждаются. Это как раз один из элементов, который нам необходимо усилить довольно серьезно - возможность оперативного доведения информации до регионов и сбор обратной информации. Конечно, со всех собрать сложно, но все равно должен быть более широкий спектр мнений, чтобы можно было высказывать какие-то заключения.
Есть и международная составляющая в нашей деятельности. Мы в сентябре, надеюсь, станем членом Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов. Это организация всемирного уровня. У нас также есть контакты с подобного рода структурами и на европейском уровне. Ну и конечно, мы устанавливаем контакты с зарубежными неправительственными организациями. Но мы пока в начале пути, и наши партнеры должны понять, что мы из себя представляем. Но и нам бы хотелось понимать, с кем мы налаживаем контакт.
- Как вы считаете, сработались ли за эти полгода члены Общественной палаты, нашли ли они общий язык, стали ли одной командой?
У меня впечатление, что как совет Общественной палаты команда сложилась. У меня впечатление по нашим заседаниям, что это уже команда единомышленников, нацеленная на конструктивную работу, на достижение результатов. Это команда, которая не обходит острых вопросов. Это же касается и комиссий. В первый момент были некоторые переходы из комиссии в комиссию - шла, так сказать, притирка. Но это в течение недели-двух утряслось. Могу сказать, что сейчас никаких переходов нет. И я для себя делаю вывод, что каждый свое место нашел. Мне кажется, что и в комиссиях сложились команды единомышленников. Они, естественно, дискутируют, общая точка зрения рождается в процессе дискуссий, порой очень жарких, но они умеют друг с другом работать и находить общий язык.
- Можно ли говорить о том, что Общественная палата справляется с возложенными на нее функциями?
Думаю, что в полной мере, конечно, нельзя. В полной мере, конечно, еще нет. Я думаю, что это было бы бахвальством заявлять, что мы уже полностью все отражаем. Я приводил пример того, что мы пока оперативно не можем собирать информацию из регионов. Конечно, мы пока еще не все институты гражданского обществ и в центре, и на местах привлекли к работе с Общественной палатой. Думаю, сегодня можно сказать, что мы по некоторым направлениям практически полностью освоились. Например, с точки зрения работы с законодательной базой. Наверное, мы научились проводить дискуссии даже по самым острым проблемам и общественные слушания. В этой части мы тоже выполняем свои функции почти полностью. Но мы, наверное, пока не можем сказать, что мы выполняем функцию контроля за деятельностью органов власти в центре и на местах в полном объеме. Но мы в движении, мы в пути. Надо понимать, что, естественно, нам будет труднее, чем всем последующим составам, потому что мы первые. Дальше Палата будет работать эффективнее, потому что мы часть пути, который, может быть, не производителен с точки зрения работы на общество, прошли. Но он производителен с точки зрения выстраивания взаимоотношений с органами власти. Следующий этап - это работа с регионами, отработка взаимодействий со всеми подобными институтами в регионах.
- Вы не жалеете, что оказались в Общественной Палате? Много времени уходит на эту деятельность?
Конечно, нет, я не жалею. Просто иногда бывает очень трудно с точки зрения нехватки времени, когда понимаешь, что просто физически не хватает времени, чтобы осилить все. Для меня Общественная палата - это организация, в которой я выполняю не просто мое желание быть в ней. Меня делегировали мои коллеги. Естественно, для меня важно, чтобы я не подвел своих коллег и Общественную палату, тем более, что мне поручили такую должность, как заместитель секретаря. Общественная палата занимает много, иногда очень много, иногда чуть полегче, но это, конечно, нужно. Мы эти полгода не потратили зря, и что-то у нас получилось. Может, не все так, как нам бы хотелось, как от нас ждут, но нам не стыдно смотреть людям в глаза.