Грузинский парламент принял постановление "О миротворческих операциях в зонах конфликтов в Грузии". Обвинив Россию в "аннексии" грузинских территорий, а "так называемых миротворцев" - в противодействии "мирной политике Грузии", грузинские законодатели поручили правительству республики прекратить "так называемые текущие миротворческие операции в Абхазии и бывшем автономном округе Южной Осетии" и "незамедлительно вывести вооруженные силы РФ с территории Грузии". Формат миротворческой миссии, по мнению парламентариев, надо сменить на международный. Конкретные сроки выполнения всех этих действий правительством Грузии не указаны.
Третье - не лишнее
За последние десять месяцев практически идентичный текст принимается в третий раз подряд: 11 октября прошлого года, 15 февраля нынешнего и вот - сейчас, напоминают "Известия".
При этом нынешнее заявление, как и февральское, делается за несколько дней до очередного заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта. В феврале после принятия грузинским парламентом постановления с требованием "переформатировать" миротворческую миссию, российская сторона предложила перенести заседание СКК в Москву. В Грузии это расценили как отказ от участия в переговорах. В итоге встреча состоялась без представителей грузинской стороны.
На этот раз сопредседатели СКК с российской и грузинской сторон Юрий Попов и Георгий Хаиндрава заявляют о том, что заседание пройдет, как и было намечено. По их словам, ни постановление грузинского парламента, ни инцидент с задержанием грузинской военной полицией автомобиля российской дипмиссии, в которой находились замглавкома сухопутных войск МО РФ, член СКК Валерий Евневич и посол по особым поручениям МИД РФ, сопредседатель СКК с российской стороны Юрий Попов, на планы проведения заседания никак не повлияет. О намерении "приложить все усилия", чтобы заседание состоялось, заявил и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.
Однако не случайно в заявлении официального представителя МИД РФ Михаила Камынина напоминается, что все имеющиеся проблемы следует решать в рамках СКК. Фактически, грузинский парламент решил проигнорировать этот механизм урегулирования конфликта, отдав предпочтению односторонним действиям.
Показательно, что это было сделано сразу после завершения визита президента Михаила Саакашвили в США и его консультаций с главой Белого дома Джорджем Бушем. И - незадолго до возможной встречи глав России и Грузии.
Кстати, незадолго до июньской встречи Саакашвили и Путина грузинские парламентарии были куда более сдержаны, а председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе даже предложила депутатам ввести недельный мораторий на высказывания о российско-грузинских отношениях "чтобы создать благоприятный фон для переговоров". Именно с целью "создания фона" тогда было предложено перенести слушания об объявлении российских миротворцев в Цхинвальском регионе и Абхазии вне закона.
Ни о чем существенном президентам России и Грузии в июне договориться так и не удалось, и вот теперь депутаты решили испробовать другую тактику. Вопрос о нахождении миротворцев в Абхазии и Южной Осетии вновь внесен в повестку. С выражениями на этот раз решили не церемониться, так что постановление обсуждали эмоционально. Замглавы юридического комитета Георгий Бокерия предложил отдать вывески с выводимых российских баз и голубые каски миротворцев в открывшийся в этом году в Тбилиси Музей советской оккупации. А председатель парламентского комитета по науке и образованию Нодар Григалашвили превзошел коллег, сравнив российских военных со змеями, которые появились в Грузии из-за гор Кавказа двести лет назад и должны уползти обратно.
В процедуре обсуждения документа и голосования не участвовали депутаты от грузинской оппозиции. Свое решение они объяснили тем, что постановление носит общий характер, не включает конкретных дат и, поэтому, вряд ли будет результативным.
Впрочем, бойкот оппозиции ничуть не сказался на приподнятом настроении присутствовавших депутатов. Они назвали вчерашний день историческим. Спикер парламента Нино Бурджанадзе оценила постановление как "конструктивное" и выразила надежду на то, что оно поможет грузинскому руководству "в ближайшие год-два восстановить территориальную целостность с помощью международного сообщества". В то же время, спикер не исключила "провокаций против Грузии и ее руководства" и уточнила, что имеет в виду Россию, где "есть серьезные силы, которых не устраивает урегулирование конфликтов".
Грузинское правительство на призыв законодателей уже отреагировало. В среду премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели обратился к МИД и офису госминистра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы с предложением подготовить соответствующие документы для реализации постановления парламента по вопросу о выводе российских миротворческих сил из зон грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.
Хаиндрава, в свою очередь, пообещал, что скоро территорию Грузии покинет последний российский солдат. Тот факт, что это не соответствует нормам международного права, предусматривающим, что решение о выводе миротворцев может приниматься лишь теми, кто принимал решение об их вводе, госминистра не смущает. По словам Хаиндравы, с выводом миротворцев из Абхазии проблем не будет, а Дагомысское соглашение и так "никогда не выполнялось". Следовательно, и дальше его выполнять нет смысла. "Единственное, что нужно нам сделать, это доказать международному сообществу объективную реальность", - заявил госминистр.
Ранее министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили заявил о том, что не сомневается в выполнении правительством Грузии решения парламента о выводе миротворцев.
Что касается самого Саакашвили, то он, видимо, решил оставить себе пространство для маневра. Окончательное решение по российским миротворцам глава грузинского государства увязывает с итогами встречи президентов России и Грузии. "...Окончательное решение правительства и властей будет зависеть от наших консультаций и взаимоотношений с нашими российскими партнерами. Мы собираемся придать им очень интенсивный характер, гораздо больший, чем до сих пор", - сказал грузинский президент.
Реакции сторон
На постановление отреагировал не только его непосредственный адресат - правительство Грузии, но и другие участники соглашений о миротворческих миссиях - Россия, Абхазия и Южная Осетия.
МИД России называет постановление парламента Грузии по прекращению миротворческих операций в Абхазии и Южной Осетии "провокационным шагом" и "безответственной акцией", способной нанести ущерб мирному урегулированию конфликтов. "Считаем, что язык ультиматумов, который Грузия использует в отношении российских миротворцев, контрпродуктивен", - подчеркивается в заявлении МИД России. В заявлении говорится также, что "односторонние решения не могут вести к отмене соответствующих международных соглашений".
Справка. В зону грузино-абхазского конфликта Коллективные силы СНГ по поддержанию мира были введены 21 июня 1994 года в соответствии с Соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года. За 12 лет в зоне конфликта погибли 112 российских военнослужащих.
В Южную Осетию смешанный миротворческий контингент, состоящий из трех батальонов (российского, грузинского и североосетинского) был введен на основании Дагомысского соглашения 1992 года. В состав каждого из батальонов входит 500 человек. Ротация российских миротворцев в Южной Осетии проходит, в соответствии с установленными нормами, раз в полгода.
Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что решение грузинского парламента может привести к возобновлению боевых действий в конфликтных регионах. Косачев добавил, что "если Грузия заинтересована в решении конфликтов, то усилия нужно концентрировать не на миротворцах". "Миротворцы не выполняют функцию политического урегулирования, они выполняют функцию недопущения кровопролития и делают это блестяще", - сказал он.
О том, что вывод российских миротворцев из зон грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов может "обернуться бедой" на южных рубежах России, заявил и замглавкома сухопутных войск МО РФ Валерий Евневич. Он напомнил, что у российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта нет другой задачи, кроме как сохранение мира.
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов считает, что вывод миротворческих сил РФ - это "прямая угроза для сохранения целостности" самой Грузии.
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба напомнил, что одна из сторон грузино-абхазского конфликта может поставить вопрос о выводе российских миротворцев, но в любом случае решение должно приниматься на уровне глав государств СНГ.
О том, что решение о нахождении в Абхазии российских миротворцев не может приниматься в одностороннем порядке, говорится и в заявлении официального представителя лидера Абхазии Сергея Багапша в СМИ Кристиана Бжания. В администрации абхазского президента постановление грузинского парламента рассматривается как самое деструктивное политическое решение за все время миротворческого процесса.
О "крайне отрицательном" отношении "к любым потугам по выводам российских миротворцев" сообщил РИА Новости по телефону из Цхинвали и министр иностранных дел непризнанной республики Мурат Джиоев.
"Парламент Грузии в очередной раз расписался в своей политической неграмотности. Российские миротворцы были, есть и будут в зоне и грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов", - заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. У него "не вызывает сомнения то, что грузинское руководство собирается навязать" Южной Осетии "силовой сценарий разрешения конфликтов".
А заместитель председателя парламента Южной Осетии Тарзан Кокойты заявил ИА REGNUM о том, что постановление парламента Грузии является "незаконным и необоснованным". "Я думаю, что президент и правительство Грузии не будут исполнять это постановление. В противном случае я с уверенностью могу сказать, что это объявление войны Южной Осетии и Абхазии. Это может иметь необратимые последствия и вся ответственность ляжет на грузинскую сторону", - сказал Тарзан Кокойты.
Тот факт, что Грузия готова подписать договор о невозобновлении военных действий в Абхазии и Южной Осетии (об этом заявила спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе), на позицию лидеров непризнанных республик не влияет.
Главными гарантами невозобновления военных действий здесь продолжают считать российских миротворцев, отмечает "Время Новостей".
Заразительный пример
Примером Грузии уже заразились кишиневские партнеры Тбилиси по ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), продолжает "ВН". Председатель молдавского парламента Мариан Лупу заявил, что российских миротворцев следует удалить и из Приднестровья. По его словам, "вывод российских войск является обязательным условием для урегулирования конфликта".
Такое внимание молдавских властей к происходящему в Грузии может быть объяснимо в том числе и тем, что в Приднестровье, как и в Абхазии и Южной Осетии, осенью должен пройти референдум о независимости.
Нельзя исключать, Тбилиси и Кишинев решили провести операцию по присоединению непокорных республик до плебисцитов. Ведь если на голосовании - что весьма вероятно - выявиться нежелание Абхазии и Южной Осетии жить вместе с Грузией, а Приднестровья - с Молдавией, присоединить их будет еще сложнее.
Стоит, однако, напомнить, что месяц назад лидеры непризнанных республик договорились о создании собственного миротворческого контингента - как раз на тот случай, если Грузия и Молдавия, где главными миротворцами сегодня являются россияне, все же добьются вывода российских военных и замены их "голубыми касками".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников