Страны Латинской Америки в последние годы все чаще поглядывают в сторону европейских и азиатских рынков. Однако диверсификация внешней торговли - задача не из простых, учитывая, что основная часть экспортной продукции латиноамериканских стран приходится на США, чьи позиции в регионе были и остаются весьма прочными. О перспективах создания зоны свободной торговли ЕС - МЕРКОСУР и проблемах стран Андской группы, а также об экономическом сотрудничестве России со странами Латинской Америки беседовали обозреватель РИА Новости Дмитрий Бобков и Вадим Теперман, заместитель директора по научной работе Института Латинской Америки РАН.
- Как развивается сотрудничество ЕС - МЕРКОСУР?
- Стоит заметить, что цель создания межрегиональной зоны свободной торговли между Европой и общим рынком Юга Америки МЕРКОСУР была поставлена еще в 1995 году. Вначале датой образования зоны назывался 1999 год, затем - 2004. Однако на сегодняшний день ясно, что в ближайшие несколько лет этого не произойдет. Причина тому - высокий протекционизм в европейских промышленно развитых странах, распространяющийся на сельское хозяйство и текстильную промышленность, которым ЕС предоставляет субсидии. Именно поэтому Европе элементарно не выгодно пускать на свой рынок латиноамериканские товары, которые объективно дешевле. Хотя Латинская Америка - один из основных производителей мясной продукции и зерновых культур, качество которых подчас даже лучше многих других мировых производителей.
Полагаю, что крайне важным этапом на пути создания подобной экономической зоны стал венский саммит ЕС - Латинская Америка, который прошел в мае этого года. Несмотря на то, что это больше политический форум, на нем обсуждался вопрос об отмене субсидий сельскому хозяйству в рамках ВТО. И ЕС дал обязательство к 2013 году отменить субсидии сельскохозяйственному сектору. Вполне вероятно, что это может случиться и раньше, скажем, к 2010. Но, так или иначе, только когда это произойдет, можно будет говорить о создании зоны свободной торговли ЕС - МЕРКОСУР.
- Как к этой перспективе относится Вашингтон?
- Естественно, США обеспокоены тем, что страны МЕРКОСУР могут обрести большую экономическую независимость. Ведь это, в какой-то степени, идет вразрез с планами Вашингтона по созданию Панамериканской зоны свободной торговли (АЛКА) в масштабах всего континента. В 1994 году на специальной встрече в Майами США, Канада, страны Латинской Америки и Карибского бассейна, за исключением Кубы, договорились образовать подобную зону уже к 2005 году. Однако до сих пор это остается на уровне идеи. Хотя для США импорт латиноамериканской аграрной продукции менее опасен, чем для того же ЕС: ведь Штаты сами являются крупными производителями сельскохозяйственных культур, скажем, сои.
Латинская Америка, в свою очередь, заинтересована в американском рынке. Многие латиноамериканские республики уже не раз изъявляли желание присоединиться к Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), куда входят США, Канада и Мексика. Мексика вообще продолжает оставаться главным торговым партнером США. Следует отметить, что у Мексики и Европы существует зона свободной торговли, но все же объемы торгового оборота с США несопоставимы с другими государствами. В отдельные годы до 90% мексиканского экспорта приходилось на Штаты.
У стран Центральной Америки этот показатель составляет порядка 50%. Именно благодаря США, по сути, за 20 лет страны Центральной Америки перестроили свою экономическую структуру. Не зря их называли «банановыми» республиками. Сегодня же их главная экспортная продукция - текстиль. Таким образом, страны северной части Латинской Америки прочно «привязаны» к США. У МЕРКОСУР все же больше свободы маневра.
- Недавно Венесуэла объявила о выходе из состава Андской группы. Нанесет ли это серьезный удар по альянсу?
- Андская группа определенно переживает не лучшие времена. Венесуэла действительно официально объявила о выходе из сообщества, для которого была крайне важным торговым партнером, в основном, экспортируя нефть. Безусловно, это серьезный удар по Андской группе. Однако пока странам удалось сохранить единство. К примеру, президент Боливии Э.Моралес не последовал за У.Чавесом, хотя он и остается его идейным союзником. Андское сообщество стран также не оставляет надежды создать зону свободной торговли с ЕС, однако именно выход Венесуэлы несколько замедлил переговорный процесс. В то же время ЕС готов пойти навстречу Андской группе, у которых нет экспортных товаров, которые бы могли негативно отразиться на европейских производителях. Сейчас речь идет лишь о том, в каком формате начнутся переговоры - 25 - 5 или же 25 - 4, уже без Венесуэлы.
- Венесуэльский лидер Уго Чавес в этом году не раз говорил, что может отказаться поставлять нефть США. Насколько весомы подобные заявления?
- Несмотря на его антиамериканские настроения, пока это лишь угрозы, за которыми ничего не стоит. Невозможно резко изменить географию экспорта углеводородов. Два года назад Венесуэла действительно начала активно развивать энергетическое сотрудничество с Китаем. В декабре 2004 года У.Чавес подписал ряд соглашений в области торговли с главой Китая Ху Цзиньтао, и в 2005 Венесуэла начала экспорт нефти в эту страну. В принципе, Каракас крайне заинтересован в том, чтобы стать одним из основных и постоянных поставщиков нефти КНР. Однако не следует ожидать того, что в ближайшие годы Венесуэла сможет значительно увеличить свои поставки в азиатскую страну и отказаться от экспорта в США. Для этого необходима соответствующая инфраструктура, а ее-то как раз и нет.
- Каковы экономические перспективы России в латиноамериканском регионе?
- Основной проблемой мне видится то, что Россия постепенно превращается в аграрно-сырьевой придаток латиноамериканской экономики. 3/4 российских поставок в регион - это минеральные удобрения, а доля машинного оборудования в поставках, скажем, в Бразилию и Аргентину сейчас составляет не более 2 и 4%, соответственно, тогда как в советское время их доля была значительно выше.
Тем не менее, перспективы есть, торговый оборот, в целом, растет. Нашим основным экономическим партнером остается Бразилия, товарооборот с которой составляет уже свыше $3 миллиардов. За последние три - четыре года Россия стала крупнейшим импортером бразильской свинины.
В отношении инвестиций, еще с советских времен ведется сотрудничество в области электроэнергетики. Компания «Силовые машины», бывший «Энергомашэкспорт», выиграла тендер на поставку оборудования для электростанций в Бразилии, Мексике, Чили. Рассматривается возможность строительства Россией нефтегазовой инфраструктуры для ряда латиноамериканских республик. Недавно российская алюминиевая компания "РусАл" подписала соглашение об инвестировании $20 миллионов в месторождение бокситов на востоке Гайаны. Соглашение подписано на 10 лет, ежегодно в Россию будет поставляться до 2 миллионов тонн бокситов.
Что касается сотрудничества Россия - МЕРКОСУР, то здесь мы, конечно, сильно отстаем. Если Китай и Южная Корея постоянно намекают на создание зоны свободной торговли с югом Америки, то Россия не проводит такой целенаправленной политики.
Кроме того, Россия не является членом Межамериканского банка развития, являющимся крупнейшим в мире региональным банком развития, объединяющим 47 государств, включая 26 стран Латинской Америки. Тем более это странно, потому что нынешняя экономическая стратегия Правительства России предполагает инвестиции за рубеж. А это было бы выгодно, так как Межамериканский банк развития проводит для своих членов ежегодные тендеры на поставки машинного оборудования, технологических товаров, услуг. Россия же пока, к сожалению, остается за рамками этого процесса.